19 день
Первого зерна
ElderScrolls.Net
Разделы: ,

Религия и традиции Атморы, Драконий культ. Анимизм.

Автор: Галлиен

Атмора (также «Альтмора» или «Старый лес» на альдмерис) – континент, находящийся на севере от Тамриэля, за морем Призраков. Атмора известна как древняя родина людей. Именно с Атморы когда-то (еще в меретическую эру) пришли в Скайрим корабли легендарного Исграмора и его пятисот Соратников. Тем не менее, не так много известно об этой земле. Уже в первом тысячелетии Первой Эры пропадают упоминания о ней. Связано это с изменением климата – похолодание привело к тому, что в настоящий момент там никто не живет.

В Скайриме при этом тоже не жарко

География

В «Песнях возвращения», повествующих об Исграморе и его Соратниках, Атмора постоянно упоминается с эпитетом «зеленая» или «вечнозеленая». Но описание этой земли, как пишет «Путеводитель»,

«радикально изменилось за все эти годы, заставляя многих представить постепенно умирающую, замораживающуюся землю. Современные экспедиции в Атмору описывают ее как место вечной зимы, с минимальными признаками жизни и полным отсутствием человеческих поселений. Несомненно, что население, которое не преуспело в бегстве на Тамриэль, погибло многие столетия тому назад из-за ухудшающегося климата. Очевидно, Атмора и до наступления ледникового периода была не самым гостеприимным местом. Ранние недийские народности, которые прибывали из Атморы, были охотниками без знаний о сельском хозяйстве».

А, следовательно, атморанский климат был слишком холоден для возделывания земель. Тем не менее, Атмора была достаточно густо населена – сохранились даже упоминания городов. Можно сделать вывод, что когда-то на Атморе было достаточно тепло для поддержания жизни большого населения, но медленное похолодание со временем вызвало нехватку ресурсов и миграцию на юг. Длилось это постепенное похолодание довольно долго, пока не закончилось «ледниковым периодом».

История

Эра Рассвета

В легендах можно найти несколько свидетельств о том, что когда-то Атмора была населена алдмерами. Так, альтмерская легенда «Сердце мира» (изложенная в «Мономифе») повествует о том, что «Ауриэль не может спасти Альтмору, Древний Лес, и тот захватывают люди». Брат Михаэль Каркуксор в своей работе о «Разновидностях веры в Империи» относит начало почитания нордами Орки, бога-заимодавца, к «временам владычества алдмери в Атморе». Тем не менее, свидетельств настолько мало, что практически ничего нельзя сказать об атморанских мерах.

Надо отметить, что норды не считают себя коренными жителями Атморы. В первом издании «Путеводителя» сообщается, что по нордским легендам, люди были созданы на Тамриэле, в Скайриме, на Глотке Мира – горе, которая в начале третей эры уступала по высоте лишь вулкану Вварденфелл в Морроувинде, а после Красного года (4Э 6) стала высочайшим пиком Тамриэля. «Норды верят, что люди были созданы на этой горе, когда небо дохнуло на землю».

Тем не менее приход людей на Атмору произошел, судя по всему, еще в эру рассвета – еще во времена мифических войн людей и меров под предводительством Шора и Ауриэля, соответственно. Были ли уничтожены атморанские меры сразу и полностью, или две расы сосуществовали какое-то время – неизвестно.

Меретическая эра

Об истории Атморы в раннюю и среднюю меретическую эры не известно практически ничего. В позднюю меретическую эру начинается переселение атморанцев на Тамриэль. По наиболее распространенной версии, все люди Тамриэля, за исключением Рэдгардов, происходят от переселенцев с Атморы, первыми из которых были Исграмор, его семья и соратники. В третьем издании «Путеводителя» читаем: «Это было не единичное вторжение, а целая серия, длившаяся на протяжении сотен лет, и породившая разнообразные недийские культуры, причем, вновь прибывшие жители Атморы вступали в столкновения с поколениями, уже обосновавшимися в этих местах».

Тем не менее есть и другая точка зрения, изложенная в книге «Продвижение, завоевание, приспособление».

«Историки часто описывают расселение людей по Тамриэлю как процесс военной экспансии нордов Скайрима. В действительности, люди жили практически в каждом уголке Тамриэля еще до основания Скайрима. Эти так называемые «недийские народы» состояли из прото-сиродильцев, предков бретонцев, уроженцев Хаммерфелла и возможно уже исчезнувшего людского населения Морровинда. Строго говоря, норды — народ той же недийской группы, они единственные не смогли найти способ мирно уживаться с эльфами, к тому моменту уже заселившими Тамриэль.

Определенно, Исграмор не был первым человеком, обосновавшимся в Тамриэле. На самом деле, «бежав от гражданской войны в Атморе», как говорится в «Песне возвращения», Исграмор поступил так, как поступали сотни атморанцев до него; Тамриэль служил приютом для беженцев из Атморы уже за многие столетия до высадки Исграмора. Недовольные, раскольники, повстанцы, безземельные младшие сыновья — всех их, несмотря на трудности пути, манил «Новый мир» Тамриэля. По данным последних археологических раскопок, ранние поселения людей в Хаммерфелле, Хай Роке и Сиродиле датируются 800-1000 годами Меретической эры, то есть, за века до прибытия Исграмора…»

Из «Тотемных традиций атморанской культуры»:

«….сведения о происхождении людей разнятся от культуры к культуре. Заметьте, как сомнительное исследование, опубликованное в 3-м издании «Карманного путеводителя по Империи», декларирующее, что недийские народы были предками нордов, пришедшими в Тамриэль с холодных и неуютных берегов континента Атмора где-то в Меретической (Мифической) эре, бледнеет перед лицом предыдущих работ. Наиболее известной из них является, конечно, книга издательства «Гвилим Пресс» «Продвижение, завоевание и приспособление», в ней говорится о недийцах как человеческой расе, рожденной на Тамриэле, процветающей и широко распространенной задолго до прибытия предков Исграмора. В любом случае, правда о доисторических людях надежно сокрыта в невероятностях Рассвета, времени богов, откуда нельзя ждать ни одного ясного ответа ни на один поставленный о том периоде вопрос.»

Перевод: Santera

Этот текст был опубликован Майклом Киркбрайдом (МК) на ES Lore Forum 16 февраля 2007.

Один из посетителей форума отметил, что в «Путеводителе» сказано, что «…первые люди пришли в Тамриэль в древние времена с континента Атмора. Это не было разовым вторжением; переселение длилось столетиями и создало множество различных недийских культур…» На это утверждение последовал ответ MK: «В 3-ем изд. PGE ошибка. Недийцы =/ атморанцам. В «Frontier, Conquest» говорится правильно»/ В качестве «убийственного доказательства» MK опубликовал вышеприведенный отрывок.

Были люди на Тамриэле до возвращения атморанцев, или нет, был Исграмор первым нордом на Тамриэле, или нет – в любом случае, ценность легенд об Исграморе трудно переоценить. В них мы узнаем много нового о северном континенте. В книге «Продвижение, завоевание, приспособление» приводится цитата из «Песен возвращения». Исграмор прибыл на Тамриэль, «бежав от гражданской войны в Атморе». Видимо, на то же место «Песен» ссылается и первое издание «Путеводителя». Возможно, имеется ввиду следующее место из 19 тома «Песен»: «Исграмор всегда сможет … утешиться тем, что на этой новой земле род Исграмора обрел мир, которого не знал на Атморе». Впрочем, так как большая часть томов сейчас потеряна, цитата могла быть и из другого места. Нам остается только гадать, в чем была причина гражданской войны в Атморе, какие в ней были стороны и чем она закончилась. Можно предположить, что свою роль сыграло и ухудшение климата, повлекшее за собой нехватку ресурсов – и борьбу за них.

Во втором томе «Песен» мы находим упоминание атморанского города – города, из которого атморанцы направлялись в Тамриэль: «Затем молодой Илгар отправился в великие верфи Йолкурфика на южном побережье и заказал два крепких корабля для себя и для брата». Это единственный город Атморы, название которого сохранилось в веках.

Так же интересным является миф, изложенный Айкантаром из Шимерена в его книге «До начала эпохи людей»: «Героя нордов, Исграмора, бывшего во главе флота, направившегося в Тамриэль, почитают за создание рунической записи нордической речи, основанной на принципах эльфов, так что он считается первым историком среди людей». Это означает, что атморанцы не знали письменности, что объясняет нехватку информации об этом континенте.

Религия

Для изучения религии Атморы главный источник – труд Торхальда Бьорика «Война драконов».

«В Меретическую эру, когда Исграмор впервые ступил на землю Тамриэля, его люди принесли с собой веру, почитавшую богов-животных. Ряд ученых полагают, что эти первобытные люди на самом деле почитали известных нам божеств, лишь в форме тотемных животных. Они обожествляли ястреба, змею, мотылька, сову, кита, медведя, лису и дракона. Время от времени эти каменные тотемы, ныне сломанные, попадаются в самых отдаленных уголках Скайрима».

Работы Адама Адамовича, дизайнера Bethesda Game Studios

Даже на самых старых барельефах в Скайриме изображение бога в виде тотемного животного всегда дублируется антропоморфным изображением того же бога. Неизвестно, является ли это нововведением, появившимся на Тамриэле, или такое «двойное» изображение богов – атморанская традиция. Ведь есть и возможность того, что на Атморе поклонялись богам лишь в форме животных, совершенно не антропоморфным.

Вернемся к «Войне драконов»:

«Главным среди всех животных был дракон… Драконы охотно приняли на себя роль людских богов-королей. В конце концов, не были ли они созданы по образу самого Акатоша. Не превосходили ли они во всех отношениях толпы маленьких мягкотелых существ, которые им поклонялись? Для драконов власть равнялась правде. У них была власть, а значит правда на их стороне. Драконы предоставили драконьим жрецам небольшую часть своей власти в обмен на абсолютное повиновение. Драконьи жрецы, в свою очередь, правили людьми наравне с королями. Драконам, разумеется, не было дела до того, чтобы собственно править».

Особенный интерес представляет следующий отрывок: «На древнем языке нордов его(дракона) называли «дра-гкон». Иногда также употреблялся термин «дов-ра», но из какого он языка и какова его этимология — неизвестно. Никому не было дозволено произносить эти имена, кроме драконьих жрецов».

Становится понятно, что на Атморе все-таки существовала письменность, но это была не письменность нордского языка, а письменность другого языка – языка драконов. Это был тайный язык, доступный лишь для жрецов и предназначавшийся для священных целей. Исграмор же был создателем письменности для «мирян». Исследование и переводы многочисленных надписей на языке драконов можно найти в работе Хелы Трижды Искусной «Драконий язык – больше не миф».

В своей работе Бьорик также упоминает «великие храмы», воздвигавшиеся культом драконов. В этом контексте необходимо упомянуть Лабиринтиан. Из «Малого лабиринта»:

«Когда-то эти мрачные, зловещие руины служили храмом, в котором поклонялись драконам. Постепенно вокруг храма образовался большой город, названный Бромьунар. Некоторые исследователи полагают, что Бромьунар был столицей Скайрима во времена наивысшего расцвета Культа драконов. До нас дошло слишком мало записей той эпохи, чтобы потвердить или опровергнуть это утверждение, но точно известно, что верховные жрецы Культа собирались в Лабиринтиане, чтобы обсудить ключевые вопросы правления. Однако с упадком Культа драконов Бромьунар был заброшен».

В Бромьунаре «сохранился» алтарь Девяти Верховных Жрецов культа Драконов. Можно предположить, что число Верховных Жрецов связано с числом Тотемов, Божеств в пантеоне древних нордов. Мы можем только гадать, повторяла ли организация культа Драконов атморанские образцы, или возникла уже в Скайриме.

Связи Атморы со Скайримом

В первые века после Исграмора все новые и новые поселенцы приплывали с севера. Но со временем, контакты с Атморой начали становиться все более и более редкими. Точно не известно, когда Атмора окончательно стала дикой, ненаселенной землей. В третьем издании «Путеводителя» мы можем прочесть: «Последнее вторжение, если так можно сказать о двух кораблях, по большей степени заполненных трупами и просящих пристанища, произошло в 68 году Первой Эры». Тем не менее, эта дата представляется спорной. В первом издании того же «Путеводителя» написано, что «король Гаральд … известен тем, что он первым покинул все владения в Атморе». В «Продвижении» читаем: «Только в Скайриме им (недийским народам – прим. Gallien>) не удалось прижиться, это описано в «Песне возвращения». Возможно, ощущая близость крепкого плеча Атморы, прото-норды не считали нужным подчиняться власти скайримских эльфов. И действительно, в ранних хрониках северян говорится, что во время правления короля Харальда, первого по историческим документам правителя нордов (1E 113-221), «атморанские наемники вернулись домой» после объединения Скайрима в централизованное королевство». Судя по всему, Скайрим довольно активно сотрудничал с Атморой в первые века 1Э, а в третьем издании «Путеводителя» ошибка.

Считается, что Вулфхарт, правивший Скайримом примерно с 482 года 1Э (год битвы при Гленумбрийских Вересках), был родом из Атморы. Из «Пяти песен о короле Вулфхарте»: «Первая песнь о Короле Вулфхарте очень старая, датируется приблизительно 500 годом Первой Эры. После поражения алессианской армии у Болот Гленумбрии, где был убит король Хоуг Меркиллер, Вулфхарт из Атморы был избран советом военачальников». Вулфхарт не мог быть родом с Атморы, если последний корабль оттуда прибыл в 68 году 1Э. У меня есть гипотеза, что на самом деле дата прибытия последнего корабля по ошибке «превратилась» в 68 год из 668 года 1Э или 680 года. По легендам нордов, «орочий бог, Малох … бежал на восток после разгрома в битве у Драконьей Стены, ок. 660 г. Первой Эры. Его ярость, как говорят, наполнила небо серной ненавистью, позже названной «Годом Зимы во Время Лета»» («Разновидности веры в Империи»). Это как раз время Войны Первого Совета. В первом издании «Путеводителя» читаем о Вварденфелле: «Вулкан первый раз извергался в 1E668; эта дата, по крайней мере, четко отражена в летописях. Первое извержение до сих пор воскрешается в сказаниях многих народов — у Северян это был «День Зимы Посреди Лета», у Хаджитов «Смерть Солнца»». Если в Скайриме извержение привело к такому похолоданию, которое отразилось в легендах о «дне Зимы Посреди Лета», то к каким климатическим изменениям оно привело в и без того замерзающей Атморе? Поэтому было бы логично предположить, что именно извержение Вварденфелла послужило последним звеном в долгой цепи климатических изменений и сделало Атмору окончательно непригодной для жизни. Впрочем, это лишь гипотеза. Она согласуется с теми источниками, которые говорят, что Вулфхарт был родом из Атморы, но фигура Вулфхарта настолько окутана легендой, что вполне можно поставить под сомнение его атморанское происхождение.

Культурное и религиозное наследие Атморы в Скайриме

Атморанский культ драконов не прижился на Тамриэле. Вновь обратимся к Торхальду Бьорику:

«В Атморе, откуда пришел Исграмор со своими людьми, драконьи жрецы собирали дань, устанавливали законы и определяли устои жизни, благодаря чему между драконами и людьми сохранялся мир. В Тамриэле они стали куда менее милостивы. Неизвестно, что стало причиной — властолюбивый драконий жрец, кто-то из драконов, или же ряд слабых королей. Как бы там ни было, драконьи жрецы стали править железной рукой, низведя остальное население практически до уровня рабов.

Когда народ поднялся на восстание, драконьи жрецы ответили репрессиями. Когда же драконьи жрецы уже не могли собирать дань и контролировать народные массы, драконы отреагировали быстро и жестоко. Так началась Драконья война.

Поначалу люди гибли тысячами. В древних текстах говорится, что несколько драконов встали на сторону людей. Неизвестно, почему они так поступили. Жрецы Девяти Божеств заявляют, что сам Акатош вмешался в происходящее. Эти драконы научили людей магии, с помощью которой те могли дать отпор в неравной схватке. Положение стало меняться, и драконы тоже стали погибать.

Война была долгой и кровопролитной. Драконьих жрецов свергли, а драконов массово уничтожали. Выжившие драконы пустились в бега и избрали жизнь изгоев вдали от людей».

Точную дату начала и конца Войны Драконов установить не представляется возможным. Тем не менее, сохранился документ, относящийся к 1Э 139-140, ко времени правления короля Харальда. Это дневник Скорма Снежного Странника. Стоит процитировать запись от 27-ого дня месяца Заката солнца, 1Э 139: «Звучит невероятно, но похоже, что мы натолкнулись на крупное убежище адептов Драконьего Культа, которые считались истребленными в ходе Драконьей войны». Это значит, что Драконья война к тому времени уже закончилась.

Вернемся к «Войне Драконов» Бьорика: «Сам же культ драконов приспособился и выжил. Адепты построили драконьи курганы, в которых захоронили останки погибших в ходе войны драконов. Согласно их верованиям, придет день, когда драконы поднимутся вновь и вознаградят верных». И выше еще одна цитата: «Многие из них (храмов Драконьего культа – прим. Gallien) дошли до наших времен как древние руины, населенные драуграми и неупокоенными драконьими жрецами».

Судьба Драконьего культа подробно описана в работе Бернадетты Бантьен из Коллегии Винтерхолда «Среди драугров»:

«Меня всегда интересовало, почему древние жрецы драконьего культа настаивали на том, чтобы их последователей хоронили вместе с ними. На первый взгляд перед нами наивысшее проявление языческого тщеславия — утащить своих подданных за собой в могилу. Но, регулярно наблюдая за драуграми, я заметила нечто необычайное. Каждый день группа драугров — каждый раз новая — выбиралась из своих ниш, ковыляла до саркофага жреца и распластывалась перед ним. Пролежав так несколько часов без движения, драугры вставали и принимались за тщательную уборку. Как будто последователи жреца продолжают поклоняться ему даже после смерти — кстати, эта гипотеза объяснила бы и ту ярость, с которой они оберегают его покои.

И тогда я, наконец, поняла, что драконий культ имел в виду под возрождением. Вторая вечная жизнь обещалась лишь тем, кто занимал высшие позиции в культе и становился жрецом, а низшие должны были отдавать свои жизненные силы и поддерживать вечное существование этих жрецов. Я не знаю, из какого вечного источника они черпают силу, но очевидно, что каждый драугр несет в себе мельчайшую частичку жизни, восстанавливая ее по ночам, пока покоится в своей нише. Теперь мне кажется, что те гротескные существа, которые теперь обитают в курганах, при погребении были обыкновенными мужчинами и женщинами, и только по прошествии тысяч лет превратились в тех ужасных созданий, которых мы видим. То есть если бы мы посетили курганы сразу после того, как они были построены, то могли бы даже не понять, что их обитатели мертвы!»

Культ Девяти тотемных животных во главе с Драконом (Алдуином) сменился культом Восьми – это видно все по тому же дневнику Скорма Снежного Странника: «в процессе ретивый малый получил стрелу в шею. Похоже, что вскоре он отойдет к Восьми в Совнгард». Распространение Алессианской доктрины в IV веке способствует трансформациии религии Скайрима в сторону Восьмибожия, сформулированного Алессией. Для нордов это означало исключение Шора из Восьми и возвращение поклонения Дракону – на этот раз Акатошу. Алессианские реформы не были приняты в Скайриме: разразилась война Престолонаследия. Если последний король до войны, Боргас, был алессианцем, то короли Кьорик Белый и Хоуг Мероубийца воюют с Алессианским Орденом. Тем не менее, семь общих богов из Восьмибожия сиродильского и скайримского обряда должны были все больше походить друг на друга. Это неизбежное следствие развития торговли и других видов контакта народов двух стран. Впрочем, на первых порах были сильны традиционалистские настроения. После гибели Хоуга королем был избран Вулфхарт Атморанский: «…первый указ нового правителя: Вулфхарт восстанавливал традиционный пантеон северян. Эдикты объявлялись вне закона, их жрецы приговаривались к казни, а храмы уничтожались. Тень короля Боргаса была предана забвению. За свою фанатичность король Вулфхарт был назван Языком Шора, а также Исмиром, северным драконом».

То, как изменилось само содержание понятия «традиционного пантеона северян», уже говорит о том, что на самом деле традиционные атморанские верования в полной мере уже никогда не возвращались в Скайрим. Происходит полный отказ от тотемизма. В том «традиционном пантеоне северян», описание которого мы находим у брата Михаэла Каркуксора, уже нет и следа от анимизма Атморы. Тем не менее, стоит привести выдержку из его труда, касающуюся Скайрима:

СКАЙРИМ: Алдуин, Дибелла, Орки, Цун, Мара, Стун, Кин, Джунал, Шор, Исмир, Херма-Мора, Малох.

Алдуин (Мироед): Алдуин — Скайримский вариант Акатоша, и лишь поверхностно напоминает своего двойника в Девятибожии. Например, его прозвище «Мироед» происходит из мифов, которые описывают его как ужасную, яростную огненную бурю, которая разрушила предыдущий мир, чтобы начался этот. Северяне поэтому видят бога времени одновременно творцом и предвестником апокалипсиса. Он не возглавляет пантеон северян (по сути дела, в этом пантеоне нет главного бога; см. Шор, ниже), но является его источником, пусть мрачным и пугающим.

Дибелла (Богиня Красоты): Популярный бог Девятибожия. В Сиродиле, у нее почти дюжина разных культов, некоторые посвящены женщинам, некоторые — художникам и эстетике, остальные — обучению эротике.

Орки (Старый Ворчун): Бог-заимодавец северян, которого, кажется, начали почитать во времена владычества алдмери в Атморе. Северяне верят, что они когда-то жили долго, как эльфы, пока не появился Орки; языческой хитростью и обманом он заключил с ними сделку, которая «связала их со счетом зим». Когда-то, говорит легенда, северяне имели продолжительность жизни не более шести лет, и все из-за нечестивой магии Орки. Появился Шор, и, неизвестно как, снял проклятие, обрушив большую его часть на живущих рядом орков.

Тсун: Исчезнувший бог северян, покровитель попыток преодолеть несчастья. Погиб, защищая Шора от чужих богов.

Мара (Богиня Любви): Почти всеобщая богиня. В легендарное время появилась как богиня плодородия. В Скайриме, Мара служанка Кина. В Империи, она Богиня-Мать. Она иногда связывается с Нир из «Ануад», женским началом космоса, давшего начало акту творения. В зависимости от религии, она либо жена Акатоша или Лоркана, или наложница их обоих.

Стун (Бог Искупления): Северный предвестник Стендарра, брат Цуна. Щитоносец Шора, Стан был богом-воином, который сражался против пантеона алдмери. Он показал людям как брать в плен на войне, и какова выгода от этого.

Кин (Поцелуй Смерти): Богиня Бури у северян. Вдова Шора и почитаемая богиня воинов. Она часто именуется Матерью Мужей. Ее дочери научили первых северян использовать ту’ум, или Голос Бури.

Джунал (Рунный Бог): Бог герметических орденов у северян. После выхода из милости остального пантеона, он стал Джулианосом в Девятибожии. Его нет в современной мифологии Скайрима.

Шор (Бог Подземного Мира): Северная версия Лоркана, который принял сторону людей после сотворения мира. Чужие боги (т.е. эльфийские) умышляют против него и готовят его поражение, обрекая его на подземный мир. Атморские мифы показывают его кровожадным воином-королем, который снова и снова ведет северян к победе над угнетателями-алдмери. До исполнения своей судьбы, Шор был вождем богов. Иногда также называем Детским Богом (см. Орки, выше)

Исмир (Дракон Севера): Северный аспект Талоса. Он противостоял силе голосов Седых Бород достаточно долго, чтобы услышать их пророчество. Позднее, многие северяне не могли смотреть на него, не видя на его месте дракона.

Херма-Мора (Человек Леса): Древний атморский демон, который когда-то почти соблазнил северян стать алдмери. Большинство мифов Исграмора повествует о спасении от козней Херма-Моры. Также именуемый Демоном Знания, он смутно связан с истоками культа Мораг Тонг, если только не по ассоциации со своим братом/сестрой, Мефалой.

Малох (Малакат): Орочий бог, Малох долго беспокоил наследников короля Харальда. Бежал на восток после разгрома в битве у Драконьей Стены, ок. 660 г. Первой Эры. Его ярость, как говорят, наполнила небо серной ненавистью, позже названной «Годом Зимы во Время Лета».

Культурное наследие Атморы в других провинциях

Надо сказать, что Атмора малозначима для культуры других провинций Империи. Так, единственное, наверное, упоминание Атморы в данмерской религиозной традиции можно процитировать прямо здесь, так как оно совсем небольшое. (Хотя это совсем не значит, что это единственное упоминание северян в культурной традиции данмеров!) В семнадцатой проповеди Вивека, Вивек и Хортатор путешествуют по континентам, окружающим Тамриэль. Они посещают Акавир, Атмору и Йокуду, причем именно в Атморе практически ничего не происходит, в отличие от других двух континентов: «Они пошли на север, в Старший Лес, и не нашли там ничего кроме замёрзших бородатых королей». К этому предложению сводится все влияние Атморы на данмерскую культуру.

Иначе дело обстоит в Сиродиле. Во времена Тайбера Септима политическая обстановка на Тамриэле складывалась так, что на повестке дня стояла война с Алдмерским Доминионом. В целях пропаганды, само собой, очень пригодились легенды Скайрима о возвращении с Атморы и борьбе с эльфами. Дело дошло даже до того, что в первой редакции «Путеводителя», написанной при Тайбере Септиме, утверждается, что Тайбер родом… с Атморы! Впрочем, по версии «Арктурианской ереси», история об атморанском происхождении Тайбера Септима – не просто выдумка, продиктованная политической необходимостью, но имеет корни в связи Тайбера Септима с королем Вулфхартом Атморанским, Исмиром из древних легенд.

  1. Карманный путеводитель по Империи и её окрестностям, Имперское Географическое Общество, издание 1, 2Э 864
  2. Карманный путеводитель по Империи и её окрестностям, Имперское Географическое Общество, издание 3, 3Э 432
  3. Продвижение, завоевание, приспособление: История Сиродила, Университет Гвилим Пресс, 3E 344
  4. До начала эпохи людей, Айкантар из Шимерена
  5. Детский Ануад
  6. Мономиф
  7. Разновидности веры в Империи, Брат Михаэл Каркуксор
  8. Война драконов, Торхал Бьорик
  9. Малый лабиринт
  10. Среди драугров, Бернадетта Бантьен, Коллегия Винтерхолда
  11. Драконий язык — больше не миф, Хела Трижды Искусная
  12. Дневник Скорма Снежного Странника, 1Э 139-140
  13. Песни возвращения т.2, т.19
  14. Пять песен о короле Вулфхарте
  15. Арктурианская ересь

Комментарии

  • Картина у меня сложилась такая, исходя из лора TES.
    1.Есть «боги вообще» и есть частные боги-герои. Общие боги — это некие принципы мироздания, завязанные в основном на астрологию, судьбу и прочую муть, вполне реальную в фэнтезийном мире. Это не сущности и у них нет личности. Но они влияют на все, происходящее в Тамриэле. Жители Тамриэля в свою очередь пытаются к этим законам приспособиться и даже как-то на них повлиять. Таким образом были созданы мифы, верования, алтари и жрецы. В основу этих мифов легли боги-герои. Т.е. либо реальные личности, наворотившие больших дел, либо даже вымышленные, когда сказка была специально превращена в миф, а затем в верование, согласно религиозным технологиям. Кстати, нордский Исмир вполне может быть отголоском этих технологий в нордском пантеоне. Исмиром назначают перспективного героя, могущего в потенциале наворотить больших дел в истории.
    2.Как мне кажется, события раннего Скайрима были вызваны тем, что атморцы, ранее обходившиеся своими тотемами, начали осваивать религиозные технологии эльфов. И у них на тот момент как раз все сильно и глобально в тот момент менялось.
    3. В чем заключались эти древние механизмы и что пришло им на смену? Записка из Форелхоста, последнего прибежища драконьих культистов «…Лучше нам умереть, чем попасть в руки этих неверных: они позабыли, что боги некогда были драконами, а те вернут нас к жизни, когда придут вновь.» помимо этого там есть еще записки, из которых следовало, что нападавшие тела погибших культистов сжигали, чтобы их не могли воскресить. Подробнее можно посмотреть на викии в статье про Форелхост. Глупые верования? Но Алдуин чем занялся, когда вернулся? Он воскрешает драконов. Вспомним , что было при Алдуине. Борьба людей друг с другом — гражданская война на Атморе, от которой бежал Играмор. И борьба драконов друг с другом за территорию, о чем нам рассказывает Дюренвир. Предположим, что их всех воскрешали, возможно даже были какие-то правила. Тогда война из трагедии способна превратиться в игру. По крайней мере, наши современные игры в подавляющем большинстве строятся вокруг сражений. И основаны они на бессмертии игрока. Исграмор когда-то решил отдохнуть от этой игры, отправился в Тамриэль. В результате чуть не погиб. Тогда он вернулся на Тамриэль уже в качестве игрока. И всего с 500 соратниками смог практически уничтожить довольно развитую цивилизацию снежных эльфов. Вполне возможно, если во-первых у него был огромный боевой опыт. Если чуть ли не с рождения воевать, при этом ошибки для тебя не смертельны (если что случится -воскрешают), то боевой опыт наберется немалый. К тому же эти самые соратники вполне могли притащить драконий культ с собой, в результате чего не несли потерь. Более того, они имели возможность вообще не разбирать, с кем воюют. Лезли куда ни попадя, при этом не обладали четкой организацией, какой-либо государственностью. Прямо как игроки, осваивающие новые инстансы и уверенные в своем бессмертии. Как-то так оно в то время и существовало. Если убивали людей, их воскрешали драконы. Если убивали драконов, их воскрешал Алдуин. Чем он кстати и занялся почти сразу после возвращения.
    4. Норды не просто захватили Скайрим. Они набрали трофеев. Не только предметы. но знания и идеи. Некоторые идеи оказались довольно опасными. Когда ими прониклись норды и драконы, начались проблемы. Как сказано в записке, некоторые драконы решили стать богами и у них получилось. Некоторые люди, особенно из среды жрецов, тоже включились в борьбу за абсолютную власть. Вот тот же Мирак как пример неудачной попытки. А Шор наверное — как пример такой же попытки, но удачной. Некий Шор замутил Совнгард и некоторые (если не все) атморцы после смерти не воскресали нормально как обычно. Их души отправлялись в Совнгард. Иллюстрация — Олаф Одноглазый. Его душа в Совнгарде, и его же агрессивный труп бегает по подземелью и охотится за приключенцами. Может и с остальными драуграми то же самое?
    5. Борьба за власть приобрела огромные масштабы. И дополнилась эльфийскими знаниями и магией. Кроме Шора появились всякие там Кин, Мары, Дибеллы, Акатоши и прочие. В результате драконьему культу пришлось туго, его предавали собственные жрецы и собственные драконы (Мирак, Партурнакс). Переломный момент — поражение Алдуина. Некому стало держать драконов в узде и воскрешать, в результате драконы были перебиты. Драконий культ без Алдуина постепенно пришел в упадок. Умерших нордов еще пытались сохранить на будущее, в надежде, что все вернется. Получались тупые и агрессивные драугры. Драконов. каких могли, тоже хоронили. Единомоментного упадка не было. Ведь правила игры не изменились. Бей кого хочешь, хоть соседей, хоть драконов, хоть их жрецов, тебя все равно воскресят. Это же игра. Поэтому восставшие против жрецов норды все равно пользовались услугами драконьего культа. Иллюстрация. Считается ,что нордов туумам научил Партурнакс по просьбе Кин. Т.е. знать туумы должны только норды-повстанцы. Тем не менее, мы часто наблюдаем агрессивных драугров, владеющих туумами, которые действуют заодно с драконьими жрецами. Т.е. были норды-языки, которых похоронили по правилам драконьего культа. Да, они убивали драконов и жрецов, но такова игра. Просто теперь, без Алдуина, механизм дал сбой. А люди, благодаря Кин и Партурнаксу усилилились. Сначала некому стало воскрешать драконов. А затем и людей. Да, норды еще верили в драконов и в пришедший им на замену Совнгард. Поэтому сражались храбро и зачастую успешно. Но во-первых до создания первой нордской империи они чаще били друг друга, чем кого-либо еще. Во вторых, они несли невосполнимые потери. Кстати, судьба нордских мастеров туумов, т.е. «языков» тому пример. Одно дело, когда мастер тренируется всю жизнь и может применять свое мастерство безбоязненно. Так было поначалу. Даже новые туумы создавали. Другое — когда любая случайность могла поставить крест на деле всей жизни. Особенно это касается военного применения туумов. Только собрался выбить ворота вражеской крепости — получил стрелу в глаз и склеил ласты. Раньше воскрешали. Теперь же твою душу унесло в Совнгард и надо долго и тяжело тренировать нового мастера тебе на замену. Вспомним историю Юргена после поражения языков. Он фактически отказался от боевого применения туума в своем пути голоса. применять только в самом крайнем случае. И вспомним академию по изучению туумов, созданную Тайбером Септимом. Где должны были тренировать боевых языков, но так никого в итоге и не научили. Одно дело когда какой-нибудь игрок тратит месяцы, а порой и годы на игру в какое-нибудь ммо. Очень сильно прокачивая свои знания и умения и будучи вполне доволен результатом. Как мы знаем, древние норды при всей своей крутости зачастую даже грамоты не знали — типичные игроки. Другое дело — пытаться так прокачивать реального бойца. Который будет знать, что в реальном бою он в любой момент может склеить ласты насовсем. Желающих окажется гораздо меньше.

Добавить комментарий

Или

© 2000—2024 ElderScrolls.Net. Частичная перепечатка материалов сайта возможна только с указанием ссылки на источник.
Торговые марки The Elder Scrolls, Skyrim, Dragonborn, Hearthfire, Dawnguard, Oblivion, Shivering Isles, Knights of the Nine, Morrowind, Tribunal, Bloodmoon, Daggerfall, Redguard, Battlespire, Arena принадлежат ZeniMax Media Inc. [25.97MB | 75 | 0,930sec]