Цитата: (Skeiz @ 21.01.11 - 14:21)
Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное
Будда не является в представлении буддистов - сверхъестественным существом. Он обычный человек, достигший просветления. Поэтому буддизм не является религией.
Хехе, вырываете-с из контекста. Полностью определение звучит так (привет от википедии и энциклопедии "Кругосвет"!):
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное,
включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Это важное уточнение, не позволяющее вере в нло и привидений попасть под определение религии. Это раз.
Во-вторых, то, что в буддизме нет божества, в которое веруют, еще не доказывает, что буддизм не религия.
Итак, давайте разберемся.
1) Верят ли буддисты в сверхъестественное? Безусловно, ибо бодхи и нирвана - типичные феномены сверхъестественного, т.е. того, что непознанно, запредельно обыденной действительности, является опытом таинственного и экзистенциально значимо.
2) Есть ли в буддизме свод моральных норм и определенные типы поведения? Да. Например, "Четыре Благородные Истины". В целом, буддизм, как религия индийцев, построен на принципах Дхармы.
3) Что насчет обрядов и объединений людей в организации? Несомненно, есть. Более того, буддизм неоднороден и разделяется на несколько течений таких, как, например, Махаяна, Тхеравада и Хинаяна.
Ну так и почему же буддизм не религия?
Цитата:
К богам вообще не подходят человеческие методы морали, потому что люди не могут мыслить насктолько широко, как бог.
В целом, дискуссионный момент.
Дело в том, что невозможно смотреть на окружающий нас мир с
объективной точки зрения, т.е. это неизбежно подводит нас к серьезной проблеме: абсолютная объективность - это восприятие вещи не со стороны, а как бы изнутри. Чтобы смотреть на мир объективно, нужно быть этим самым миром. Естественно, что человек воспринимает окружающий мир антропоморфно, то есть сообразно себе, своим представлениям о мире. А так как постижимость божественного, т.е. объективного, невозможна, то человек в принципе волен подбирать определения окружающей действительности соответственно своему пониманию. Следовательно, в глазах человека бог может быть добрым или злым, хотя эти определения не могут описывать действительность божества, потому что она за пределами человеческого понимания. Исходя из подобных размышлений возникает позитивная и негативная концепции определения бога, т.е. попытка описать бога, отвечая на вопросы: а) кто он - бог; б) кем не является Бог.
Кроме того, нужно понимать, что мораль описывает отношения человека к человеку и человека к окружающему миру, поэтому за пределами человеческого сознания мораль не имеет вообще никакого смысла.