
Логическим и естественным образом отсюда вытекает, что машины Двемеров также не могут в полной мере передать и знание Древнего Свитка.
Я полагаю, что чтение свитка самостоятельно подобно тому (приведу аналогию), как самостоятельно заниматься Любовью с женой, в то время, как использование хитроумных двемерских машин для его чтения подобно тому, как читать о такой Любви по книжке.
Как пишут в книге Воздействие Древних свитков:
Для подготовки к Последнему чтению монах, как правило, удаляется в уединение для осмысления полученных им за всю жизнь откровений и подготовки разума к постижению последнего из них. С этим последним чтением он навеки слепнет наравне с опрометчивыми, что стремглав погнались за знанием. Однако просвещенный, в отличие от них, сохраняет свое знание на всю жизнь и, как правило, имеет более целостное понятие о том, что ему было открыто.
В отличие от опрометчивых магов, высшие жрецы Мотыльков-Предков понимают Древний Свиток - целостно в рамках всей космологии Аурбиса. Двемеры действительно смогли найти лазейку, но она в отличие от прямого чтения Свитков очевидно является не полной и лишь частичной, даже вполне возможно еще более частичной чем, то чего достигают опрометчивые маги.
Ведь Септимий, который смог увидеть защиту Двемерского Куба не сумел направить свой дух на знание Свитка для того, чтобы увидеть то, что скрыто за самим Кубом. В котором как он считал в следствие слов Хермеуса Моры скрывается Сердце Лорхана.
Таким образом вполне допустимо то понимание, что инструменты двемеров в чтение Древних Свитков являются крайне узко-направленными и ограниченными, в отличие от знания, которые получает читающий Свиток - непосредственно. Даже если это опрометчивый маг, имеющий дело с чтением реального Свитка.
Рассмотрим эти вопросы более глубже:
Исследование
Поэтому, в силу того, что знаток Древних Свитков - Септимий, разоружив защиту Куба не смог увидеть в нем Сердца Лорхана с помощью двемерской кальки от мудрости Свитка - можно заключить, что мощь Древнего Свитка, как утверждает сам Септимий - действительно превосходит все хитроумные инструменты двемеров, в том числе Словарь.
А что касается остаточного знания, которое сумел таки получить Септимий, то оно, как известно, сыграло с ним злую шутки. Ибо зная, что там храниться вшивая Огма Ифиниум он бы не за не пошел на то, чтобы отдать свою жизнь в этой замерзшей берлоге. Нужно уметь не только видеть остаточное знание Свитка, которое содержал Словарь, но и уметь отделять потенциальные явления (скрытая неправда) в потоке времени от явного, что возможно только при медитации с реальным Свитком. Но никак не его жалкой узко-направленной подделкой.
Относительно заявления Ураг Гро-Шуба, что потенциальные события или скрытая неправда в Свитке тоже правда - нужно понимать, что Свиток просчитывает все пределы вероятностей, которые могут случиться, поэтому умение жрецов Шелкопряда и состоит в том, чтобы отделять плевелы от зерна, то есть наиболее вероятные события (>50%) от наименее вероятных (но тоже могущих случиться например с 1% вероятностью). Его слова, по-крайней мере показывают, что Свиток может показать то, что никогда не случиться - то есть неправду, которая только в потенциальной малой вероятности могла стать правдой. Кроме того понятно, что для Ураг Гро-Шуб с его наивностью любая информация от Древнего Свитка представляет ценность или как он выражается - истину. Недаром он сам в силу своего непониманию говорит, что Древние Свитки от богов, тогда как Партурнакс верно показывает, что они не связаны с богами, но являются вечными частями творения - существовавшими всегда от начала Аурбиса. Это подтверждает что автор книги ~ Утраченные истории Тамриэля ~ был прав:
В предыдущем томе я говорил о особенностях и влиянии эйдрических пророчеств, более известных как Древние Свитки. Читатели, желающие узнать об истории возникновения такого неподходящего термина, как "эйдрический", могут обратиться к главам 23-27 той моей книги - в ней это подробно изложено, а также доказана полная некомпетентность моего доброго друга Терина из Морнхолда, который и ввел этот термин.