Разработчик: Bethesda Softworks
Издатель: Bethesda Softworks
Системные требования: 386/25 МГц, DOS 5.0,
4 Мб ОЗУ, 25 Мб жесткого диска, VGA-видео, мышь, звук
Дата выхода: 5 апреля 1994 года

Выше ли были деревья?

На самом деле это, конечно, глупость. Высота деревьев и доступность женщин за десять лет нисколечко не изменились. Просто так принято говорить. Вот, мол, раньше все было лучше, светлее и чище. Почему? Откуда у «старых» геймеров, которым и сегодня-то максимум тридцать, появились такие замашки? А причина лежит на поверхности. Игровая индустрия развивается бешеными темпами, и если десять лет назад каждую игру встречали как откровение, то сейчас геймеры просто захлебываются от многообразия, что греха таить, весьма посредственных продуктов. Раньше в игры играли, в них жили, писали рассказы, действие которых происходило в антураже полюбившихся виртуальных миров. Сейчас игру проходят зачастую для того, чтобы впоследствии аргументированно раскритиковать ее на форуме. Не все, конечно, не все. Но многие. Плюются виртуальной слюной на новые шедевры, а вечером запускают Doom, Fallout или Warcraft многолетней давности и переносятся в прошлое, когда деревья были выше, а игры — интереснее.

Только не подумайте, что я призываю всех срочно бросить все дела и удариться в ностальгию. Нет. Я хочу просто вспомнить родоначальника одного из самых популярных на сегодняшний день ролевых сериалов — The Elder Scrolls, созданного разработчиками из компании Bethesda Softworks.

Честно говоря, мне не совсем понятна формула успеха этой серии. The Elder Scrolls, кажется, просто выпал из времени и напрочь отказывается обращать внимание на кризис в жанре ролевых игр. И ведь за ним не стоит громкий бренд типа D&D или Star Wars. Игры выходят не так уж и часто, чтобы удерживать возле себя непостоянных геймеров. Вспомните, разрыв между второй и третьей частями сериала составил более пяти лет! Можно предположить, что TES — уже сам по себе мегабренд и ни в какой поддержке извне не нуждается. Но ведь мы с вами уже стали свидетелями бесславной кончины таких громких серий как Might and Magic и Wizardry. A TES живет и процветает. И с каждым разом хорошеет нам на радость, устанавливая новые стандарты в графике (помню-помню, как наш художник восторгался первыми скринами Могrowind'a), размерах мира и прочих вещах. Еще надо отдать должное сотрудникам компании Bethesda, которые очень внимательно прислушиваются к пожеланиям геймеров и стараются учесть их в новых играх серии. Перечитайте еще раз напечатанное в этом же номере превью Oblivion'a. Если все обещания разработчиков воплотятся в реальность, то что мы с вами получим? Игру мечты? Очень похоже.

Как сказал кто-то умный и известный: «Даже самый длинный путь на Земле начинается с первого шага». Каким же был первый шаг мегапопулярной серии The Elder Scrolls? А вот сейчас и припомним, ибо, помнится, в старые добрые времена я провел немало времени в городах и подземельях мира Aren'ы.

Ваш выход на арену

Думаю, немногие из вас знают, откуда, собственно, взялось название игры. Что заставило разработчиков обозвать глобальную RPG «Ареной»? Я и сам не знал, пока однажды не наткнулся на небольшое интервью на одном из фанатских сайтов. Оказывается, изначально разработчики собирались делать вовсе не RPG, а самый что ни на есть action, действие которого будет разворачиваться вокруг схваток бойцов различных классов на гигантских аренах.

К работе подошли с размахом. Было создано несколько городов, каждый из которых должен был иметь свою команду бойцов. Потом кому-то пришла в голову мысль населить эти самые города различными расами. Ну действительно, ведь намного интереснее наблюдать за сражением человека и эльфа, чем просто двух людей. Дальше кто-то придумал разнести эти города по различным климатическим зонам. Чтобы суровые северяне сражались с дикими южанами, или что-то в этом роде. По ходу дела была прописана география мира и история населяющих его племен. Ну и так далее. Вселенная игры обрастала все новыми и новыми подробностями, и на каком-то этапе разработчикам стало жалко бездарно тратить такое добро. Концепция игры была пересмотрена, и вместо экшена (слешера?) «с элементами» из офиса Bethesda вышла полноценная RPG, действие которой развивалось в оригинальном мире, получившем название Тамриэль. Вот так-то. А от изначальной идеи осталось только название и некоторые персонажи и фракции. К примеру, хорошо знакомое игрокам в Morrowind общество «Клинки» (Blades) должно было представлять в схватках на арене один из городов. А злобное божество Дагот Ур родился намного позже. Изначально так назывался погасший вулкан, в жерле которого должна была располагаться Самая Главная Арена.

Как уже неоднократно упоминалось, театр начинается с вешалки, а ролевая игра — с генерации персонажа. Подход, известный большинству из вас по Morrowind'y, когда вы генерите своего героя, отвечая на различные каверзные вопросы, впервые был применен в «Арене». Вообще, не исключено, что именно TES I стала первой компьютерной игрой, в которой была применена эта хорошо знакомая «настольщикам» система генерации. Хотя, утверждать не берусь. Может быть, кто-то успел раньше.

А вот художественное оформление самого процесса создания нашего виртуального альтер-эго достойно наивысших похвал. «Мор» и рядом не валялся. Представьте себе звездное небо, в которое после каждого вашего ответа выстреливает нечто вроде ракеты, неизменно попадающее в одно из трех слабо различимых созвездий, представляющих собой воина, мага и вора (ассассина?) Чем больше «ракет» попадает в то или иное созвездие, тем ярче оно загорается. Крайне эффектно. И почему этот шикарный ход не использовался впоследствии? Тем же, кому данный способ не по душе, была предоставлена возможность выбрать один из стандартных классов и вручную разбросать очки опыта.

Добро пожаловать в Тамриэль

Создание нового виртуального мира — довольно важное событие. Согласитесь, что фэнтезийная литература была бы намного беднее без «Сильмариллиона» Толкиена, «Гиперборейской эры» Говарда или «Амбера» Желязны. А компьютерные игры здорово проиграли бы, если бы в них не было таких проработанных вселенных, как миры StarCraft, С&С или Fallout, истории которых достойны отдельного разговора. Мир серии TES — Тамриэль, что в переводе с местного эльфийского означает «Красота Зари», — является одним из самых интересных и глубоко проработанных. Он состоит из восьми основных регионов — Скайрим, Киродиил, Скалистые Земли, Доминион Альдмери, острова Саммерсет и Валенвуд, Хаммерфелл, Морровинд, Конфедерация Эльсвейр. Все они ранее были самостоятельными королевствами, впоследствии завоеванными могущественной Империей во время завоевательных войн, происходивших задолго до событий, представленных в «Арене». Исключением является только Морровинд, никогда не подвергавшийся оккупации и потому менее всего похожий на имперскую провинцию. На севере Империя граничит с таинственным королевством Атмора, которая является прародиной человеческих племен. На западе ранее находился материк Иокуда — родина воинственных редгардов (Redguard), ныне покоящийся на дне океана. На востоке располагались области, именуемые Дикими Регионами. Именно оттуда пришли в Тамриэль расы зверолюдей — аргониан (Argonian) и хаджитов (Khajiit). А на юге, далеко-далеко за морем, раскинулась утерянная родина эльфов, которая была покинута так давно, что название ее не сохранилось в эльфийских летописях.

История, религия, легенды и сказания Тамриэля и соседних государств подробно описаны в книгах, которые в изобилии можно найти во время прохождения игр серии TES, а также в сопутствующих материалах, расположенных на сайтах. Думаю, излишне говорить, что такая скрупулезная проработка игрового мира позволяет быстро и легко вжиться в игру и проникнуться ее атмосферой.

Приключение начинается

Шел второй год правления короля Уриэля Септима VII. За недолгое время своего правления 43-летний монарх зарекомендовал себя как мудрый и справедливый правитель. В тот черный день он вместе с капитаном своей стражи Талином пришел в покои главного боевого мага королевства Ягара Тарна, пригласившего своего повелителя, чтобы сообщить подробности о готовящемся заговоре. На самом же деле это была хитроумная ловушка. Как только гости переступили порог комнаты Тарна, маг открыл портал в иной план бытия, где при помощи своей магии и заточил обоих визитеров. Единственным свидетелем преступления была ученица Ягара — Рия Силман, однако опытный маг сумел уничтожить ее прежде чем девушка успела что-то предпринять.

Расправившись таким образом с правителем, Ягар Тарн, придав себе посредством магии внешний вид Уриэля Септима, занял трон королевства и начал править Империей по собственному усмотрению, окружив себя демонами, призванными из иных планов.

Думаю, излишне говорить, что правление Тарна не принесло Империи ничего хорошего. Страну вновь охватили непрекращающиеся междоусобицы, самые кровавые из которых вошли в историю под именем Арнессийской и Пятилетней войн. Большинство приближенных Уриэля Септима были отправлены в ссылку в отдаленные провинции, а некоторые вообще угодили в подземную тюрьму. Одним из них был юный сын Талина. Именно он и станет нашим воплощением в мире «Арены». Разработчики игры предусмотрительно нигде не упоминают о национальности Талина, так что мы можем совершенно спокойно сами выбрать расу своего героя.

Итак, наше приключение начинается в подземной темнице. Здесь, кстати, тоже можно проследить интересную закономерность. Ведь герой «Морровинда» тоже прибывает на остров в компании каторжников. Посмотрим, отступят ли разработчики от доброй традиции в четвертой части сериала. Но в отличие от персонажа «Мора», сын Талина покидает место своего заключения далеко не законным методом. Тяжелая железная дверь открывается, повинуясь приказу духа Рии Силман, которая и рассказывает нашему герою о кознях Ягара Тарна. Оказывается, юная колдунья успела в последний момент произнести заклинание, удерживающее ее дух в этом плане бытия. Она жаждет низвергнуть своего учителя и вернуть Тамриэлю его истинного правителя. Причем заниматься этим, без сомнения, благородным, но очень уж опасным делом, придется, как вы сами понимаете, именно нашему герою. Для того чтобы победить злобного мага, нам нужно собрать восемь частей Посоха Хаоса — древнего артефакта, с помощью которого можно открыть портал и освободить Уриэля Септима. Части посоха, естественно, разбросаны по всему миру, а это значит, что нам придется посетить все провинции Тамриэля, чтобы собрать их воедино.

На самом деле те, кто утверждает, что в играх серии TES практически отсутствует сюжет, мягко говоря, не правы. Путешествие сына Талина в поисках Посоха Хаоса довольно занимательно, даже будучи изложено на бумаге. Не всякий фэнтезийный роман из тех, коими нынче завалены «книжные рынки» различных городов, может похвастаться такой динамикой и разнообразием. Вам придется побывать в заброшенных рудниках гномов — древней и загадочной расы, давно исчезнувшей с лица земли, посетить суровые северные равнины, побродить по смертельно опасным коридорам Великого Лабиринта, пересечь Мрачный Лес и Черные Топи... И это далеко не полный перечень мест, куда злая судьба забросит нашего героя. Так что с сюжетом в игре все в порядке. Проблема в другом. В том, что стало одновременно самой притягательной и самой отталкивающей стороной сериала. Полная свобода действий. Да-да, та самая свобода, которая поначалу так привлекала игроков в «Морровинд» и отталкивала после надцати часов игры, впервые появилась именно в «Арене». Здесь вы также могли вступить в одну из многочисленных гильдий и пройти долгий путь от новичка до высшего чина того или иного братства. Добавьте сюда огромное количество городов, населенных «молчаливыми» NPC, гигантские подземелья, где обитают сонмы кровожадных монстров, несметное количество оружия, доспехов, предметов быта... Как это впоследствии неоднократно случалось в «Морровинде», игроки в «Арену» зачастую просто теряли сюжетную нить в этом непостижимом многообразии, попросту забывая о своей великой миссии. Отложив до поры до времени личину Спасителя, они просто начинали жить в этом огромном мире, накапливая богатства, набираясь опыта и сражаясь с многочисленными соперниками.

Хорошо это или плохо — решать вам. Наверно, все-таки хорошо, раз по прошествии стольких лет люди помнят, с чего началось их увлекательное путешествие в мире Тамриэль, и с нетерпением ждут новых приключений.