Разработчик: Bethesda Softworks
Издатель: Take Two Interactive
Жанр: RPG
Системные требования: пока неизвестны,
но явно немалые
Дата выхода: I кв. 2006 года
Вспомним 90-е годы прошлого столетия, подарившие жанру RPG много незабвенных шедевров. Именно в то далекое, но, безусловно, светлое для ролевиков время вышли Arena и Daggerfall. Эти игры в свое время подарили геймеру ощущение настоящей свободы, настоящего права выбора и реального отыгрыша роли. Вор или торговец, маг или боец — вам выбирать. Геймер бродил с разинутым ртом по просторам Тамриэля, осознавая, что ничего подобного в истории RPG не было, а если и будет, то нескоро. Несомненно, эти игры были одними из лучших RPG прошлого, 2D'шного поколения. Сейчас названия Arena и Daggerfall говорят о немногом. Честно говоря, Aren'у я и в глаза не видел, а в Daggerfall сыграл только в этом году, что и помешало оценить ее по достоинству.

В 2002 году, собравшись повторить успех первой и второй частей серии The Elder Scrolls, Bethesda Softworks выпускает третью — Morrowind, а чуть позже свет увидели два аддона — Tribunal и Bloodmoon. Возможно, TES 3 не получил звания «лучшая RPG года» из-за ряда недочетов и багов (коих было не так уж мало), но отличная графика, мрачная атмосфера, огромный мир и полная свобода — все это привлекло миллионы фанатов. Мы снова погружались в мир Тамриэля, становясь его неотъемлемой частью. Многим эта игра заменила жизнь, затягивая на недели, а то и месяца. Morrowind стал одним из лучших представителей жанра, о чем свидетельствуют топы разнообразных сайтов, где третья часть занимает далеко не последние места.

И вот наступает 2005 год. Два года просидев без хороших RPG (как говорится, на хлебе и воде), разработчики объявляют о скором выходе четвертой части легендарной серии, которая будет гордо называться Oblivion (в переводе с английского — «забвение», если не ошибаюсь). Получив award от американцев на ЕЗ как лучшая RPG выставки, Oblivion считается одной из самых ожидаемых игр.

Разработка проекта началась три года назад, сразу же после выхода Morrowind'a. Игра должна появиться на прилавках магазинов уже в первом квартале следующего года, что объясняется выходом игры одновременно на PC и консоль нового поколения ХЬох360. Фанаты уже давно молят неведомого игрового бога, чтобы игра оправдала возложенные на нее надежды, чему есть веские причины. Так что же нас ожидает в следующей части? Читайте ниже. Действие Oblivion а будет разворачиваться в Киродииле — столичной провинции Тамриэля, где нам придется заняться поисками наследника опустевшего трона, так как предыдущий император был убит. Атмосфера смуты позволила вратам Oblivion'a (местного ада) открыться, и полчища демонов даэдра вышли на поверхность. Наша цель — найти наследника трона и распутать зловещий заговор, который чреват разрушением всего Тамриэля. Как видите, о сюжете известно совсем немного, всего ничего.

Понятно, основа RPG — ролевая система. В Oblivion'e нам даются семь главных характеристик: сила, воля, интеллект, телосложение, ловкость, личность и удача. Каждая управляет тремя навыками, которые соотносятся со стилями прохождения: битва, магия и хитрость. Если сравнивать с прошлыми играми серии, изменений здесь почти не произошло, как и в прокачке нашего перса. Характерных для RPG очков опыта не будет: навыки нашего персонажа поднимаются в зависимости от того, как часто мы их используем. Также в этом деле нам поможет чтение книг, каковых нам обещают более четырех сотен.

Как и полагается, игру мы начнем с создания нашего аватара. В нашем распоряжении десять рас: аргониане, бретоны, темные эльфы, высшие эльфы, лесные эльфы, имперцы, хаджиты, норды, орки и редгарды, а также более двух десятков классов. Согласитесь, редкое богатство выбора. Но Bethesd'e и этого показалось мало: нам обещан самый детальный редактор лиц и причесок из всех существующих.

В Oblivion'e мы сможем посетить 9 главных городов и десятки мелких поселений, которых, со слов разработчиков, будет больше, чем в Morrowind'e. Как и во всех играх жанра, город — место торговли и отдыха, где можно получить всевозможные квесты и просто пообщаться с NPC. У нас появится шанс купить жилье во всех главных городах, лошадь, а также вступить в одну из шести фракций: Гильдию Магов, Гильдию Воинов, Гильдию Воров, Гильдию Арены, Темное Братство (фракция наемных убийц, нечто вроде Мораг Тонг) и Девять Божеств (гильдия монахов, что-то вроде Имперского культа Morrowind'a). Каждой из этих контор соответствует особая сюжетная линия, которая, кстати, теперь не обрывается с получением наивысшего звания. Что под этим подразумевают разработчики — неизвестно, но, возможно, нас ожидает что-то особенное и неповторимое.

Разработчики полностью изменили систему диалогов. Вместо списка вопросов, на которые можно получить ответ, нам предоставят стандартную схему «вопрос — ответ — дальнейшее разветвление диалога». Судя по ролику, это нововведение может стать одной из слабых сторон игры, так как тем для разговора не так уж и много. Впрочем, возможно, это с лихвой компенсируется мимикой персонажей — их лица чутко реагируют на сказанное. Также стоит обратить внимание на отношение NPC к герою. Можно будет манипулировать им, льстя, запугивая и т.д. Работает это следующим образом. При разговоре в верхнем левом углу экрана появляется кружок, в центре которого изображено число — текущее отношение NPC. Вертим курсор по кругу и смотрим на лицо собеседника, наблюдая за переменами: вот ему взгрустнулось, вот кровь ударила в голову, а вот улыбка растянулась от уха до уха. Понравилось — кликаем мышью. Затем следует ответ персонажа. Если шутка (или что-то другое) удастся, ответ NPC даст о том знать, соответственно, отношение к вам улучшится. Возможность приобрести лошадь Bethesda позаимствовала у старенького Daggerfall'a, основательно улучшив эту идею. Лошади будут отличаться не только внешним видом, но и особыми характеристиками. Обидно, но сражаться верхом нам не дадут, что разработчики объясняют нехваткой времени.

Отдельного разговора требуют NPC. В этом мире более 1000 персонажей заживут своей собственной жизнью. На ваших глазах они будут общаться друг с другом, ходить покупать еду и возвращаться домой поспать. В Oblivion'e нам придется изрядно попотеть, чтобы найти нужного человека, так как теперь они не просто разговаривающие столбы, прикованные к одному месту, а способные свободно передвигаться личности, со своими характерами, интересами и родами занятий. То есть, их можно будет застать за чтением книг, шитьем или тренировкой в стрельбе из лука. Все это нам позволит сделать собственная разработка Bethesd'ы — некий Radiant AI, с помощью которого персонажи смогут чуть ли не самостоятельно думать. Согласно высказываниям разработчиков, они будут способны даже красть! И наконец, мы сможем нанимать себе компаньонов, которые, имея характеристики и навыки, будут развиваться под нашим присмотром. Среди нововведений следует упомянуть интерфейс для путешествий. Например, если город, в который вам нужно попасть, находится слишком далеко, вы просто можете зайти в свой журнал, выбрать эту функцию, кликнуть на место назначения — и вы уже там. Весьма удобно, хочу заметить. Правда, во время боя и внутри помещения эта функция недоступна. Естественно, на путешествие нужно время: если вы отравлены, ваш аватар может погибнуть до прибытия в город. Ну и разумеется, во время путешествия характеристики не качаются.

Глубокие изменения претерпели боевая система и стили прохождения. Трех видов ударов — режущего, колющего и дробящего — больше нет, вместо них теперь два: быстрый и мощный. Повреждения, нанесенные противнику, будут зависеть не только от умения обращаться с тем или иным оружием, но и от состояния оружия, силы удара, удачи, вашей стамины, акробатических навыков противника, его брони, скиллов сопротивления и пр. Уже вижу, как манчкины потупились. Спокойно, добрые разработчики и про вас не забыли. В Oblivion'e действует закон всех экшенов: навел прицел — попал. Вдобавок, разработчики ввели блок, который мы сможем осуществлять вручную, причем не только щитом, но и холодным оружием. Удачно заблокировав удар (или пропустив его), врага можно отбросить, оглушить или даже разоружить. Создатели утверждают, что это шаг к реализму и тактическому принципу боя, дескать, прочь от безмозглой мясорубки. Посмотрим, посмотрим. В Oblivion'e нам придется обходиться без арбалетов и метательного оружия, зато стрельба из лука будет максимально приближена к реальности. Стрелы можно будет смазывать ядом, чего не было в предыдущих частях серии. Стоит упомянуть и о магии, которую нам теперь позволено кастовать с оружием в руках и от которой можно прикрываться щитом. Заклинания изменятся. Исчезнут редко используемые в Morrowind'e и появятся новые, что логично.

Если есть оружие — значит, есть и те, кому можно им надавать по голове. Отныне NPC могут делать все то же, что и сам игрок. Это позволяет специальный Боевой Стиль, характеризующий персонажа — фича, которая позволяет определить поведение NPC в бою. Например, как часто он будет применять мощные атаки, блокировку, магию, насколько он «морален» и т.п. О количестве монстров разработчики пока умалчивают. Но известно, что в новой части, кроме старых знакомых, появятся и новые: тролли, огры, минотавры. Особое внимание разработчики уделяют драконам, но ничего более неизвестно.

О битве и магии я упоминал. Остался третий стиль прохождения — хитрость. Да, теперь это действительно отдельный стиль, чего не было в играх-предшественницах. В его разработке принимал участие Эмиль Пельяруло (Emil Pegliarulo), отец небезызвестной серии Thief. По его словам, вор из Oblivion'a ничем не уступает его славному детищу — Гаррету. Воровство, подкрадывание, взлом — все это нас ожидает в четвертой части. Надеемся, как и обещает Эмиль, стиль прохождения за вора будет не менее захватывающим, чем за бойца или мага.

Любителей открытых пространств порадует тот факт, что размерами Oblivion на 15% перерастет Морровинд. А это значит, что нас ожидает просто огромная карта. На юге Киродиила мы посетим обширные болота, на севере — заснеженные вершины гор, но главную часть будут составлять леса, которым уделили особое внимание. На природе мы сможем встретить диких животных (не обязательно хищных), послушать пение птиц, а также посетить более тысячи интересных мест, разбросанных по карте! Ну и чтобы не потеряться среди всего этого великолепия, разработчики приготовили специальный компас, который будет отображать все (или почти все) места на карте.

Много времени Bethesda провела за созданием подземелий и руин, которых будет не менее двух сотен. Теперь каждый поход под землю станет настоящей эпопеей, а не примитивной hack'n'slash-составляющей. Здесь нас обещают удивить реалистичными тенями и освещением, в разработке которых участвовал все гот же Эмиль. Кроме того, подземелья и руины станут намного опаснее: появятся двигающиеся решетки с шипами, подвешенные булавы, комнаты с ядом, катящиеся бревна и прочие ловушки. Благодаря реалистичной физике, их можно будет легко избегать и использовать в своих целях.

Конечно, все кто играл в Morrowind знают, что такое TES: Construction Set. Остальным объясню: эта программка поможет вам создавать собственные миры. В Oblivion'e нас ожидает что-то подобное, но куда более усовершенствованное и мощное.

Также следует упомянуть, что четвертую часть серии разработчики создавали, руководствуясь пожеланиями самих игроков, высказанными на форумах этой игры. Так что вполне возможно, что демократия принесет плоды, и мы получим именно то, чего хотим.

Вы когда-нибудь были в настоящем лесу? Если да, то вам легко будет представить графику Oblivion'a. Скриншоты и ролики говорят сами за себя. Сравнивать природу FarCry'a с Oblivion'ом — все равно что сравнивать 2D- и 3D-графику. Скажите мне, в какой игре вы могли наблюдать, стоя на месте, как солнце заходит за тучу, а по земле и деревьям движется тень от нее? Доспехи теперь имеют объем, закат отбивается на стенах руин, кровь остается на оружии. Забудьте про Half Life, F.E.A.R., DOOM и остальные навороченные экшены. Они молчаливо прячутся за спиной Oblivion'a, стараясь не попадаться на глаза игроку. Игра создается на собственном движке (Game bryo), который поддерживает шейдеры версии 3.0, мягкие тени и т.д., и т.п. Самый обычный меч выглядит настолько красиво, что никакой артефакт из любой подобной игры ему не ровня. А как вам вот это: один этот меч состоит из девяти тысяч пикселей! Сказать, что графика отличная — не сказать ничего. Чтобы понять, насколько она хороша, нужно посмотреть ролик. Словами этого не передать.

Что касается физики, тут тоже все исполнено на «двенадцать». В демонстрировавшемся на выставке ролике показывалось, как персонаж поднял свисающую цепь, затем отпустил — она закачалась по всем законам физики, все медленнее и медленнее, пока и вовсе не остановилась. Ведро, висящее над колодцем, будучи поражено стрелой, шевелится, причем амплитуда его колебаний зависит от силы выстрела. Также варьируется звук при соприкосновении стрелы с поверхностью. Например, при попадании во внутрь каменного колодца слышится, как и полагается, звон металла, а не деревянное постукивание. И за всю эту реалистичность отвечает небезызвестный Havok.

В общем, недостатков в графике и физике не наблюдается. Все просто класс. Правда, немного озадачивает анимация персонажей — двигаются они какими-то рывками, будто застревая. Хотя, это я уже придираюсь.

Теперь подоспела очередь музыки и звука. Возрадуйтесь, ценители симфонизма, все те, кому понравилась музыка из Могrowind'a. Мелодии остались прежними, плюс добавлены новые.

Лично мне это по душе. Хотя некоторые мои знакомые утверждали, что выслушивать их утомительно. Так что — на любителя.

Наверное, одна из главных тем Oblivion'a — это звук. В игре все диалоги озвучены! Абсолютно все. Разработчики обещают нам пятьдесят часов живого диалога. Мало того, все персонажи будут иметь собственный голос.

Все это чудненько, конечно, но и требования к железу будут соответствующие. Что-то подсказывает мне, что по этой части Oblivion даже Xenus обойдет. Но разработчики клятвенно обещают оптимизировать игру под старые машины. Не знаю, насколько это им удастся.

Вот и пришло время писать вывод. Не стоит сомневаться в том, что Bethesda собирается сделать игру мечты. Слишком многое обещают разработчики, посмотрим, сколько им удастся реализовать. Зная Bethesd'y и ее отношение к своему делу, можно уже утверждать с 90% точностью, что нас ждет шедевр — возможно, лучший представитель жанра. Так что прибережем последнюю толику терпения — до релиза остались считанные месяцы.