THE ELDER SCROLLS: ARENA

И [фирма-изготовитель] — Bethesda Softworks
Г [год выпуска] — 1994
О [приблизительный объем] — 21 Мб
M [мониторы, поддерживаемые игрой] — VGA
У [устройства управления] — Keyboard+Mouse
З [звуковые адаптеры] — Sound Blaster, Pro Audio Spectrum, Gravis Ultra Sound, Roland
П [процессор, необходимый для запуска] — i486DX2/66, 4 Mb RAM

Данная игра относится к классу ролевых, но смешана с настоящим трехмерным действием — поэтому я затрудняюсь в определении конкретного типа. Она не столь сложна, как известный “Eye of Beholder”, а сделана великолепно: окружающий мир представлен наиболее реалистично из всех современных игр. Правда, платой за это являются следующие требования к аппаратуре: 486-й (на 386-м работает очень медленно) процессор и 4 Мб ОЗУ. Но тем не менее, даже если Вам не нравятся ролевые игры в целом, эта доставит удовольствие в любом случае, так как не требует сложного контроля над ситуацией.

История Арены — история печали. В течение многих столетий шла война, пока власть не захватил некий негодяй Тибер Септим. Он объявил себя Императором и установил разбойничью власть. Горечь войны обрушилась на население. На этой земле, где смерть и жизнь были лишь сторонами монеты, подбрасываемой руками убийцы Тибера, люди не могли больше оставаться. Они были вынуждены покинуть родные места, приносящие теперь лишь горечь и страдания, и переселиться на сохраненную непритронутой землю под названием Арена. Но и сюда проникли руки самозванца Императора. И теперь людская надежда на мирную жизнь поднялась в небо на хрупких крылышках... Но законный Император, способный восстановить порядок, тоже есть, и Вы единственный знаете, что он спрятан злым королевским магом по имени Ягар Тарн в другом измерении. В это измерение настоящий Император перенесен с помощью волшебного Жезла, который Тарн сразу же разбил на восемь частей после проделанной работы. Как Вы поняли, ответственность за судьбу Арены ложится на Вас — Вы должны отыскать все восемь частей волшебного Жезла, победить злого колдуна и восстановить справедливость.

Под Ваше командование попадает всего один персонаж. При загрузке программы и выборе новой игры Вам на выбор предлагаются два метода выбора персонажа: “Generate” и “Select”. В первом случае Вам задают несколько вопросов с вариантами ответов на них. В зависимости от того, как Вы отвечаете, и будет определен Ваш тип характера, и сгенерирован подходящий персонаж. Во втором случае Вы просто выбираете себе героя из предложенного списка. Чтобы немножко Вам помочь, приведем краткие характеристики классов персонажей.

Acrobat — акробат. Не отличается большой силой, однако достаточно наделен природой в плане умственных способностей. Не владеет магией.

Archer — стрелок. Владеет огромной силой, вынослив, хорошо использует оружие. Не блещет особым интеллектом и не применяет магических заклинаний.

Assassin — ассассин, убийца. Этот персонаж и умен и силен, в некоторой мере. Остальные качества не блещут. Волшебство не применяет.

Barbarian — варвар. Посильнее, чем предыдущий, но соответственно и поглупее. Удача не всегда на его стороне, да и магией он не владеет.

Bard — бард. Не самый сильный, но довольно умный, однако имеет невысокий уровень здоровья. Умеет применять волшебные заклинания.

Battlemage — маг-воин. Силен, владеет магией, однако не сильный в плане здоровья.

Burglar — вор-взломщик. Самый одаренный персонаж по всем показателям! И хотя он не использует магию, остальных характеристик ему хватает сполна.

Healer — целитель. Владеет огромной силой, но не умом. Несмотря на название, отличается незавидным здоровьем, но умеет применять волшебство.

Knight — рыцарь. Некий “усредненный” персонаж, однако достаточно ловкий и здоровый. Магией не пользуется.

Mage — маг. По своим характеристикам похож на рыцаря, но очень удачлив, не очень здоров, а уж магией наделен в достаточной степени!

Monk — монах. Он сильный и выносливый. Однако этот избыток компенсирует не самый высокий интеллект и отсутствие возможности применения волшебства.

Nightblade — ночной разбойник. Достаточно сильный и совершенный персонаж. Может применять волшебные заклинания.

Ranger — странник. В общем, довольно средний персонаж. Отличается крепким здоровьем, но не владеет магией.

Rogue — жулик. Очень сильный, остальные качества — средние. Не умеет использовать волшебство.

Sorcerer — колдун. Сильный и ловкий, умный и удачливый. Вот только несмотря на свое название, магию еще не познал.

Spellsword — воин-использователь заклинаний. Не столь мудрый, как остальные, но довольно удачливый. Магию свободно использует.

Thief — вор. Слабый персонаж, но зато очень умный! Волшебству пока что не научился.

Warrior — воин. Тоже одаренный персонаж, особенно в плане интеллекта и силы. К тому же имеет крепкое здоровье, но при этом не использует магию.

Однако все вышесказанное не всегда верно изначально, так как очки распределяются случайным образом! Впоследствии, все возможности существенно возрастают. Не все персонажи равнозначны по своим возможностям, но можно сказать, что те, кто использует магию, как правило, сильнее. От выбора персонажа зависит и ход игры, и каждый из них имеет свой путь для завершения цели.

После выбора желаемого персонажа Вас просят ввести Ваше имя и указать пол (это мудрое введение, так как обычно в играх игрок подразумевается мужчиной). И, наконец, местность, которая будет считаться Вашим домом.

Итак, класс персонажа выбран. Следующая картинка показывает все его характеристики, которые Вы можете несколько корректировать на свой вкус при помощи имеющихся у Вас дополнительных очков. Их смысл следующий:

STR (strength) — сила. Эта способность важна в основном для “дерущихся” персонажей, и не столь существенна для тех, кто использует заклинания.

INT (intelligence) — интеллект. В противоположность силе, интеллект важен для применения магии и не особенно требуется в обычном бою. Еще интеллект нужен ворам, чтобы успешно открывать замки и т.д.

WIL (willpower) — сила воли. Влияет на успешный исход боя.

AGI (agility) — ловкость. Черта, важная в бою.

SPD (speed) — скорость. Пожалуй, данная способность пригодится всем игрокам — ведь быстро бегать приходится и когда ломается оружие, и когда кончаются силы для применения заклинаний.

END (endurance) — выносливость. Это в основном сказывается на показателе усталости Вашего персонажа.

PER (personality) — Ваша индивидуальность. При увеличении индивидуальности будет возрастать Ваш божий дар и обаяние (charisma), что сказывается на взаимоотношениях с другими людьми.

LUC (luck) — удача. Чем выше этот показатель, тем чаще Вам будет просто везти! Бывает же, что когда враг заносит над Вами меч, с ним случается инфаркт, и Вы остаетесь в живых!

После распределения всех дополнительных очков нажмите кнопку “Done”, а затем, нажимая на голову персонажа, выберите себе подходящее лицо.

Теперь и начинается сама игра. Вам предстоит пройти несколько совершенно отличающихся друг от друга уровней, где нужно делать что-то для того, чтобы этот уровень завершить.

Игровой экран имеет следующий вид. Верхняя часть — поле Вашего обзора, не нуждается в пояснении. Нижняя зона состоит из Вашего изображения, шкалы энергии, иконок и поля магических предметов.

Когда Вы щелкаете мышью на свой портрет, то попадаете в меню, где на первой странице можете просмотреть все свои характеристики, количество золота, степень усталости и прочее; на второй же странице производится манипуляция с предметами. Этот процесс рассмотрим поподробнее. Итак, Вы видите список предметов, которые Вы несете. Желтым цветом обозначены предметы, которые Вы можете использовать (оружие, броня). Когда Вы щелкаете на предмете левой кнопкой мыши, он становится используемым (например, Вы одеваете сапоги или берете в руки меч), и его название становится более ярким, а на изображении человека появляется данный предмет. Правая кнопка мыши выдает информацию о предмете. Красным цветом обозначены предметы, которые либо сломаны, либо Ваш персонаж не может использовать (например, ассассин может использовать только кожаные доспехи, и никакие иные). Такие вещи можно выбрасывать по команде “Drop”, чтобы не утруждать себя переносом бесполезных тяжестей. А можно и не выбрасывать, чтобы потом продать. Голубой цвет названия указывает на магический предмет. Цифры, расположенные вокруг различных частей тела, показывают Вам уровень защиты (брони) на том или ином участке. Чем этот показатель ниже, тем броня сильнее.

Еще из предметов Вам будут доступны зелья (potion), которые при использовании восстанавливают тот или иной жизненный параметр: здоровье, усталость, магию. Правда, есть и такие зелья, которые производят обратный эффект, а также существуют зелья, выполняющие волшебные функции (полет, невидимость и прочее). Различные кольца, ремни, амулеты и прочее дают какие-то дополнительные функции — увеличение характеристик, мощности брони и тому подобного. Вы можете носить одновременно только один предмет своего класса, поэтому их нужно одевать в зависимости от предстоящей ситуации.

Кнопка “Spellbook” выводит перечень доступных Вам заклинаний. При указании конкретного заклинания Вам выдается полная информация о нем. Как и в любой другой ролевой игре, сила и количество заклинаний возрастает вместе с уровнем персонажа. Заклинания бывают не только уничтожающие врага, но и лечащие Ваше тело, очищающие душу и еще много всяких.

Вернемся к игровому экрану. Шкала энергии состоит из трех столбиков. Первый, зеленый показывает уровень жизненной силы. Если он опасно низок, то фон Вашего изображения из синего становится красным. Второй, красный — это степень Вашей усталости. Когда Вы ходите (или плывете) по воде, этот столбик опускается особенно быстро. Третий, синий, показывает уровень магической энергии. Если он недостаточно высок, то Вы не можете использовать заклинания. А поскольку не все персонажи владеют магией, не пугайтесь, если Вы увидите его пустым.

Восемь иконок обозначают разные действия.

Иконка с перекрещенными мечами — достать/убрать оружие. Понятно, что если Вы ходите по насыщенному врагами подземелью, оружие нужно всегда держать перед собой; но когда Вы хотите побеседовать с мирным населением, не вздумайте пугать их — жители боятся вооруженных людей и сразу убегут. С клавиатуры эта иконка Вызывается клавишей “А”.

Иконка с картой — чрезвычайно полезная функция в ролевых играх; она показывает карту текущего уровня. В зависимости от уровня, Вам доступно изображение либо всей местности полностью, либо только тех мест, в которых Вы побывали. Карта прокручивается в четырех направлениях, если Вы нажимаете на буквы N, S, Е, W. Когда Вы щелкаете пером на определенном участке карты, то можете оставить текстовую пометку (например, название места). На клавиатуре — клавиша “М”.

Рука с монетой — стащить какой-либо предмет. Какой ужас — при помощи этой функции Вы можете обворовывать мирных жителей! Оставим эту возможность на Вашей игровой совести — если только Вы не играете за ворующего персонажа. С клавиатуры можно воровать клавишей “Р”.

Змея выдает информацию о времени, Вашем здоровье, массе переносимого груза и месте нахождения. Аналог на клавиатуре — “S”.

Мерцающий камень — это список заклинаний, которые Вы можете использовать. Если Ваш персонаж не владеет магией, то данная иконка заблокирована. В обратном случае на правый экран выводится список заклинаний, из которого Вы можете выбрать все, что надо. После этого необходимо будет указать того, против кого Вы хотите применить данное заклинание, и если Вашей магической силы достаточно, то результат будет очевиден. На клавиатуре это клавиша “С”.

Иконка с книгой — это Ваш походный дневник, который можно как просто почитать, так и распечатать на принтере. Дневник начинает заполняться в городе, когда Вы выполняете работу. С клавиатуры вызывается клавишей “L”.

Рука с волшебным предметом выводит в правое окно список магических предметов. Даже если Ваш персонаж не владеет магией, он может применить некоторые (далеко не все) предметы против врага. Такие магические вещи не требуют произнесения заклинания, а вырабатывают его сами. Другие предметы позволяют Вам поправлять здоровье и прочее. Предметы имеют ограниченный запас таких энергетических зарядок (charges); количество оставшихся Вы можете узнать, просматривая информацию о предмете. Аналог на клавиатуре — клавиша “U”.

Костер — по этой команде наш персонаж отдыхает. Отдых нужен для того, чтобы поправить свое здоровье, или просто, чтобы убить время. В первом случае, Вы должны выбрать пункт “Until fully healed” (“До полного исцеления”), а во втором — "Camp for a while ...” (“Отдыхать до определенной поры”) и ввести количество часов, которое Вы хотите потратить на отдых. Еще отдых нужен для того, чтобы дождаться врагов и убить их, а себе забрать то, что они оставят Вам в качестве трофея. На клавиатуре — клавиша “R”.

Все перемещения производятся при помощи мыши. Когда Вы подводите ее курсор к границе экрана, то он принимает вид стрелки. Чем больше изогнута стрелка, тем круче будет поворот (колеблется от прямого перемещения до кругового и разворота на месте). При одновременном нажатии обеих кнопок мыши (при убранном оружии) или клавиши “J” Ваш персонаж подпрыгивает. Прыжок помогает преодолевать рвы без падения в них.

А теперь самый главный момент — как драться. Во-первых, нужно активизировать оружие. А теперь попробуйте нажать правую кнопку мыши, и, не отпуская ее, быстро провести курсором по экрану. Видите — оружие повторяет Вашу траекторию. В зависимости от направления, в котором Вы перемещаете мышь, доступны несколько ударов — сбоку, наотмашь и тычок снизу. В принципе, по силе удара они равнозначны. Конечно, когда Вы используете лук, то для выстрела Вам не надо двигать мышь, а достаточно просто щелкнуть правой кнопкой. Еще один вопрос — для чего нужно поджидать врагов? Все очень просто — чтобы забирать у них полезные предметы. Конечно, Вы будете находить и обычные клады и “залежи” вооружения, однако их для продуктивной игры недостаточно. А вот враги имеют кое-что получше, чем просто валяющиеся на пути предметы. Если Вы наберете слишком много оружия, то это только хорошо, так как все предметы можно продать и получить неплохие деньги.

А теперь начнем первый уровень. Цель его — выбраться из подземелья; выход представляет из себя магические ворота-телепортатор синего цвета. А пока пройдитесь по камере, в которой Вы находитесь, и попробуйте попрактиковаться в использовании оружия. Вы наткнетесь на рубиновый ключ, который добрый охранник забыл в Вашей камере. Берите его и открывайте дверь. С этого момента начинаются Ваши блуждания по лабиринту. Смотрите почаще на карту. Красными точками на ней обозначены двери (некоторые могут быть скрытыми и открываться либо произвольно, либо при нажатии на такую дверь), синими — вода, серыми — ниши, а зеленой — ворота, цель Ваших блужданий. Рекомендую исследовать лабиринт полностью и отлупить наибольшее число врагов, чтобы получить мощное вооружение. Ниши в лабиринте предназначены исключительно для отдыха — в этих местах враги не могут Вас унюхать. Однако помните, что Вы не можете отдыхать, когда поблизости находятся враги. В качестве врагов здесь Вам будут встречаться крысы (не имеют полезных предметов), гоблины, человеко-ящер (может парализовывать) — это все легко убивающиеся создания, а также девушка и парень — эти уже покруче и посильнее (к тому же они могут стрелять в Вас шаровыми молниями), но и трофеев оставляют больше. Когда Вы плывете в воде, следите за уровнем усталости. По мере увеличения очков и Вашей опытности Вам будет присваиваться очередной уровень персонажа и даваться дополнительное количество премиальных очков для изменения характеристик персонажа, которые Вы можете использовать на свой вкус.

Итак, выход из подземелья найден, и теперь Вы попадаете на второй уровень приключений — в город. Это выглядит впечатляюще. Попробуйте выйти из него и побродить по прилегающим окрестностям — леса, поля, озера, мосты, огороды, кладбища и прочее сделаны так натурально, что создается эффект виртуальной действительности, и игра уже становится не игрой, а приближенной к жизни моделью городка.

Здесь Вам будут попадаться еще более разнообразные враги, но как с ними поступать, Вы уже знаете, поэтому пойдем дальше. В городе действуют свои правила. К примеру, отдыхать просто на улице Вы не можете — это нужно делать либо в гостинице, либо за пределами городской стены, то есть попросту в лесу. Поэтому для начала найдите себе гостиницу. Хозяин заведения представляет из себя человека, вытирающего тарелки, однако не торопитесь сразу завязывать с ним разговор. Сначала поговорите с другими людьми, находящимися там же: они могут посоветовать, например, какую комнату следует заказывать.

Но это упрощенный вариант разговора. На улице же Вам будет попадаться большое количество людей, разговоры с которыми очень важны. Меню для разговора со случайными людьми имеет вид: “Who are you?” — спросить имя, “Where is ...” — спросить, где находится нужный Вам объект (магазин, храм и т.д.), “Rumors” — слухи (“General” — общие, “Work” — о работе), “Exit” — выход из разговора. Здесь важны функции определения места и слухи. Общие слухи дают информацию о городской жизни, однако более важными являются слухи о работе — ведь, выполняя поручения, Вы можете заработать деньги. Работа предлагается разная, но в качестве примера можно привести такую ситуацию. Вам сообщают, что хозяин такого-то трактира ищет работника. Вы приходите в этот трактир и подходите к хозяину, а он сразу же излагает суть дела. Например, он забыл в какой-то церкви некий религиозный предмет и просит Вас сходить туда и забрать его, причем отводит на это какое-то конкретное время. Если Вы согласны, то просто идите в церковь и подойдите к монаху, который возвратит предмет. Теперь Вы должны принести эту вещь хозяину и получить свои денежки.

Вернемся теперь к заказу комнаты в гостинице, а точнее, к хозяину заведения. Во-первых, у него Вы можете купить выпивки (“Buy drinks”), во-вторых — узнать слухи. Однако, Вы пришли сюда не совсем за этим, поэтому закажите лучше комнату (“Get a room”). Указав тип комнаты (одноместная, двуместная, королевская и т.д.) и сообщив число дней, которое Вы хотите провести здесь, платите деньги — и комната Ваша, спите в ней спокойно. Еще есть хитрая возможность проникнуть в комнату, не заплатив (“Sneak into a room”). Однако, если Ваш персонаж не умеет этого делать (не вор), то такие действия предпринимать не стоит, потому что хозяин срочно вызывает отлично вооруженных людей.

Самое время, чтобы на Вас обратил внимание правитель городка, живущий во дворце (Palace). Когда Вы с ним поговорите, то он скажет, что желает, чтобы Вы оставались какое-то время в городке и активно участвовали в общественной жизни.

Помимо гостиниц и дворца, в городе расположены магазины, управляемые кузнецом — производителем оружия. В таких магазинах (Store) Вы имеете возможность купить (“Buy”), продать (“Sell”), починить (“Repair”) и украсть (“Steal”) оружие или броню. Починка требует не только денег, но и времени, причем длительного. Похищение оружия, как и самовольное проникновение в комнаты, карается (если Вы не умеете воровать, то не пытайтесь). Покупка и продажа сопровождаются возможностью поторговаться при сделке (“Counter”). Кузнец допускает довольно значительные отклонения от изначальной стоимости, даже до 30%. Долгая торговля приводит к тому, что кузнец вообще не захочет продавать (покупать) предмет, поэтому вовремя приобретайте его (“Accept”) или отказывайтесь (“Reject”). Вы увидите, что в числе обычных предметов есть еще и магические, дающие дополнительные очки для увеличения той или иной характеристики персонажа, либо вызывающие определенные заклинания (точнее, магические эффекты). Соответственно, такие предметы стоят значительно дороже (и покупаются магические предметы тоже дороже).

В городе Вы также найдете очень важное здание — гильдию магов (Mages Guild), где можно приобрести (“Buy”) различные зелья (“Potion”) и волшебные предметы (“Magic items”), а также распознать магию (“Detect magic”) в предметах, имеющихся у Вас. В церквях (храмах) можно выполнять пожертвование денег (“Bless”), производить лечение (“Cure”) и исцеление (“Heal”).

Чтобы начать продвигаться в игре, Вы должны получить видение, из которого Вы узнаете, в каком месте находится очередная часть Жезла. Второе: очень важно для игры выслушивать общие слухи. С их помощью Вы будете продвигаться к главной цели. За деньги Вам могут сообщить, например, о месте нахождения карты местности, где содержится часть Жезла. Возможность об этом услышать возрастает с увеличением уровня персонажа. К сожалению, об этих предметах нельзя сказать конкретнее, так как игра всегда проходит по-разному, но общее направление одинаково. После того, как Вы узнаете о части Жезла, в городе делать нечего! Все попытки найти работу приводят к нулевому результату. Для успешных поисков Вам нужно будет выбраться из города и исследовать прилегающие территории. На карте области важные для Вас места обозначены ярко-красной точкой. Там будут попадаться очень интересные постройки — темные дома, наполненные леденящими кровь звуками, заброшенные храмы, склепы и прочее. В таких домах есть двери, которые, возможно, Ваш персонаж не сможет открыть, используя свой интеллект. Однако обратите внимание на очень важную фразу: все дверные замки просто взламываются при использовании на них оружия! Правда, тогда за такое действие Вам приходится сражаться с охраной, но это возникает обычно в городе.

Когда Вы ходите по зданиям, то в комнатах будете находить разные трофеи — оружие, броню, деньги. Интересно, что если Вы уходите с этажа, а потом возвращаетесь обратно, то эти призы опять регенерируются (но уже становятся другими). Таким образом, не выходя из дома, можно стать миллионером.

Цель посещения подобных построек — разная у разных персонажей, но чаще всего она состоит в поисках каких-нибудь старинных рукописей, карт (может быть, у Вашего персонажа ход игры будет совершенно другим). Все эти предметы помогут найти восемь частей волшебного Жезла! Как только в Ваши руки попадет искомый Жезл, считайте, что Вы победили врагов и спасли королевство! Дело только за малым — воплотить это в реальность. Для перемещения с использованием карты Вам сначала нужно будет выбрать пункт назначения (деревню, городок и прочее).

Но и на этом игра не кончается! Однако если Вы дошли до этого момента, то, мне кажется, без проблем справитесь с главной задачей и победите колдуна. Я лишь хочу пожелать Вам успеха в этой интереснейшей игре, и не пугайтесь периодически возникающей однообразности. Кто попробовал играть в “Арену”, тот вряд ли оторвется от нее на полпути — сюжет не позволяет!

М.Лопатин