RPG • ADVENTURE
The Elder Scrolls: Morrowind
 Veni. Vidi. Vici.
Кшаду

A tourist? How interesting!

Морровиндский абориген
Игровой интерес●●●●●●●●●●●
Графика●●●●●●●●●●●
Звук и музыка●●●●●●●●●●○
Дизайн●●●●●●●●●●○
Ценность для жанра●●●●●●●●●●○
Рейтинг9.6
Время освоения:
Сложность:
Знание английского:
вся жизнь
высокая
обязательно

Бывают и на нашей улице праздники. Конечно же, они не столь часты, как смена дня и ночи, не столь восторженны, как дети в Диснейленде, не столь чисты и наивны, как первые эротические грезы юной девственницы. Но они бывают, и это главное. Они приходят к нам, долгожданные, как-то по-будничному просто.

Эх! Ладно, хватит тянуть кота за хвост, пора, наконец, выразить радость ясными и понятными словами: к нам пришел Morrowind! Вслушайтесь в эти слова! Сколько лет вы мечтали о том, чтобы сказать их? Три? Пять? А, может, и вовсе не мечтали?

Что ж, скепсис сейчас — дело обычное. В наше время верить в чудо не модно (я и сам такой). Но ведь как приятно, черт возьми!

О методах борьбы с сепаратизмом

Стоит посреди моря-океана остров. Так себе островок, не велик и не мал. Но Империя из-за любой скалы удавится. А тут — далеко не скала. Дела же на острове идут к тому, что скоро там может разразиться нехилый фестиваль работников ножа и топора и любителей поковыряться во внутренностях ближнего своего. Средь темных эльфов, составляющих подавляющее большинство обитателей острова, завелся некий культ, призывающий мочить всех, кто не темный и тем более не эльф. А тамошние Великие Дома вроде бы готовы с удовольствием поддержать сей почин, внеся в него, правда, некоторые коррективы, в основном в сторону расширения списка мочимых за счет конкурентов.

Зловредный культ в качестве теории революционной борьбы использует некое пророчество, гласящее, что скоро должен возродиться в новом облике великий герой древности (облик, кстати, может быть и не только темноэльфийский — таковы уж превратности судьбы). И тогда всем иноземцам придет капут, а остальных ждет праздничный банкет с раздачей призов наиболее отличившимся.

Однако в имперских спецслужбах работают отнюдь не идиоты. Средь бесчисленного числа обитателей имперских тюрем разыскали они одного, из которого, как им кажется, может выйти неплохая реинкарнация античного кумира. Тем более что и деваться кандидату на возрожденные герои особо некуда, разве что назад на нары.

Итак, герой выбран, доставлен на остров, причем, заметьте, без наручников — в знак особой императорской милости. А далее — его проблемы. Да и психоаналитики имперские дело знают крепко. Парень, конечно же, сидеть на месте не станет, а полезет в самое пекло. Каштаны таскать. Вот только для кого? Такова, значит, у нас диспозиция грядущих развлечений. Да, в качестве последнего штриха к портрету мероприятия — остров называется Morrowind. Теперь действительно все. Итак, занавес. Представление начинается.

Так рождаются герои

Не буду слишком оригинальным, если скажу, что для многих любителей ролевых игр The Elder Scrolls — это, в первую очередь (впрочем, как и во все остальные тоже), Daggerfall. Так что у Morrowind'a на роду написано быть постоянно сравниваемым со своим великим предком. Что ж, не он первый. Но я позволю себе на традиции забить и никого ни с кем сравнивать не буду. Проявлю, так сказать, оригинальность. Тем более что таких, для кого Даггер — всего лишь некое имя в ролевой истории, сейчас уже чуть ли не большинство. И что он им. Потому поведаю я вам о Морровинде, что знаю. А если кто захочет сравнить, то возражать на это не стану. Играйте, читайте и сравнивайте.

В принципе, процесс создания персонажа в Morrowind'e вполне демократичный. Я бы даже сказал плюралистический. Единственно, где не отвертеться от некоторого волюнтаризма, это при выборе расы: спросят правоохранительные органы на причале, чьих ты будешь, и надо отвечать.

С другой стороны, выбор "чьих" весьма радует. Как по ассортименту (десять рас), так и по качеству. Наверняка что-нибудь да подберете. Только предупреждаю сразу: если вы в душе темный эльф, но назоветесь, допустим, редгардом, то редгардом и останетесь. Словом, раздолье для конспираторов.

После мента вас будет ждать чиновник. Может, таможенник, а может, гэбист — он не представляется. Мужик, в принципе, неплохой. Предложит аж три варианта выбора атрибутов, навыков и прочих умений. Анкетирование (отвечаете на заданные вопросы — и вот уже про вас все известно). Если у вас аллергия на анкеты, то тогда вам дадут возможность закосить под один из имеющихся классов (всего 21). Однако, в принципе, чиновнику по барабану, кто вы такой есть. Поэтому третий вариант — вы сами выбираете, кем вам быть. Понятное дело, что данный вариант — самый творческий. Вы можете выбрать себе:

а) специализацию (боевая, магическая или воровская). В соответствии со специализацией поделены все классы (если вы выберете уже готовый) и навыки. В каждом навыке из вашей специализации вы получаете бонус +5 пунктов. И к тому же они будут расти гораздо быстрее. Еще специализация дает бонус к профилирующим атрибутам;

б) навыки. По пять основных и дополнительных. Именно при росте в сумме на десять пунктов этих навыков вы будете получать очередной уровень. К основным навыкам вы получаете бонус +30, к дополнительным +15, а к остальным +5. Навыки растут либо при их применении, либо их можно тренировать у учителей. За золото. При этом учителя имеют собственный потолок знаний, выше которого они уже ничему научить не смогут. Так что дальше придется исключительно самим;

в) два атрибута, которыми ваш перс особенно отличается. Это по +10 к каждому. Всего же атрибутов восемь, С получением уровня вам предоставляется возможность поднять любые три. Причем, чем больше использовались навыки, базирующиеся на каком-нибудь из них, тем на большое количество пунктов вы сможете его (атрибут, в смысле) поднять (но не больше, чем на пять пунктов). Помимо основных атрибутов, имеются еще и второстепенные: здоровье, энергия, мана и максимальная нагрузка, каждый из которых выводится из атрибутов.

Затем выяснится, что вы родились под одним из тринадцати знаков гороскопа. Что также наложит на вас определенный отпечаток (например, рожденный под знаком Воина получит +10 к атаке). А затем выяснится, что выяснять уже, в принципе, нечего. Ибо все про вас теперь известно. Дадут вам в руки бумажку с предписанием явиться к резиденту имперской разведки. И до свидания. Гуляйте и наслаждайтесь свободой.

Задави меня хоть панком, все равно я буду "танком"?

Хотя, честно говоря, поначалу прогулками лучше не злоупотреблять. Ибо с непривычки-то можно и заразу какую-нибудь подцепить от представителей местной фауны, а иногда можно и до заразы не дожить. Сожрут.

Так что лучше пользоваться общественным транспортом. Местные жители приспособили каких-то гигантских насекомых под что-то вроде междугородного автобуса. Сели на одной остановке, вылезли на другой. И быстро, и удобно, и ни одна сволочь не достанет. Кроме "автобусов", еще и тамошняя магическая гильдия решила слегка нарубить капусты на ниве общественных перевозок. Заплатили — и вас телепортируют в один из офисов гильдии в другом городе. Тоже удобно. И быстро. И не кусают. А еще есть морской транспорт. Цены, кстати, везде приемлемые, чтобы не сказать низкие.

Хотя, конечно, рано или поздно вам захочется совершить загородную прогулку. А потом — забраться в какую-нибудь пещеру. А потом — зарезать какую-нибудь крысу или что-то покрупнее. Желание вполне понятное и здоровое, а поэтому не мешает прибарахлиться. Торговых точек на острове просто немерено, правда, все они сосредоточены по городам и прочим населенным пунктам. Никаких придорожных шопов или праздношатающихся челноков вы на Morrowind'e не встретите. Цены в магазинах, опять же, весьма умеренные.

Тут нас ждет, увы, первая игровая особенность а 1а баг: если прокачать хорошенько умение говорить и торговлю, то продавцов запросто можно разводить так, что они вам свои товары будут продавать дешевле, чем потом у вас их же покупать. Если же повезет и вам попадется торговец, который заодно обучает одному (а то и нескольким) из ваших навыков, то путем нехитрой махинации (развести его на все бабки, потом ими же заплатить за образование и опять развести) можно очень быстро набрать десяток-другой уровней. Встречи с фауной сразу же станут гораздо менее вредными и гораздо более скучными. А коли еще и воспользоваться другим багом, то вы совершенно на халяву получите самое крутое оружие и доспехи в игре, которые, к тому же, будут обладать нулевым весом. И тогда про опасные встречи и напряженные драки можете совсем забыть. Тяжелым танкам все по барабану. На то они и танки. Поэтому мой совет — не следует перебирать с манчем. Сами же потом обломаетесь. Играйте честно, наслаждайтесь общением и пейзажами — и у вас гарантированно возникнет чувство глубокого удовлетворения.

Куда пойти? Куда податься?

Благо, наслаждаться есть чем. Меня вот что впечатляло. Это же как надо постараться, чтобы всей толпе NPC, что обитают в Morrowind'e, дать собственные имена?! Тем более, что имена там... Странные, скажем так. Мне, например, и пару обычных-то придумать — уже проблема.

Система общения — по ключевым словам. Говорите собеседнику слово, а он в ответ — целый спич, в котором опять же встретятся ключевые слова. Так и общаетесь. Если хорошо развит навык устной речи, то можно всем встречным-поперечным вешать лапшу на. уши, чтобы больше любили. Или не любили — смотря что говорить будете.

Говорить можно комплименты, гадости либо угрозы. Насмешки, кстати, иногда бывают весьма полезны, ибо ими можно спровоцировать собеседника на драку. А вот самому лучше первым не нападать: попадете в список "Их разыскивает милиция" и придется откупаться штрафами. А если денег не хватит, то можно и в тюрягу загреметь. Где, сами понимаете, не сахар (снижаются навыки, например).

Помимо простых прохожих, мир Morrowind'a богат на различные учреждения: гильдии, Великие Дома, Храмы, Имперский Легион. Во все эти организации можно вступить, вести там всякую полезную деятельность, получать повышение по службе и премии. Но при этом не забывайте, что главный ваш работодатель — имперская разведка, а все остальное — исключительно для конспирации.

А полезной деятельности в игре — выше крыши. В каждой конторе — несколько подразделений. В каждом подразделении — должностное лицо, ответственное за его деятельность. У каждого должностного лица — целый набор различных заданий. И все это — для вас.

И только по основному месту работы все более или менее определенно. Начальник всегда один (даже когда они меняются). Поэтому не запутаетесь, кому докладывать о достигнутых успехах.

Но все равно событий очень много, поэтому у вас будет журнал.

Вообще интерфейс мне понравился. Простым нажатием кнопки вызывается сразу же полный набор инфы о персонаже. Плюс — инвентарь. Плюс карта мира. Плюс карта местности. Все — в отдельных окошечках, которые можно увеличивать или уменьшать, а то и вовсе прятать.

Серебро vs. Золото

Слово — оно, конечно, серебро. Но молчание — золото, особенно, когда за вас говорит ваш меч. Тут главное — чтобы меч был острым, бронька — крепкой, а рука — твердой. Оружия по видам не так уж и много, но также оно различается еще и по материалу, и по различным магическим свойствам, которое на него можно накладывать. То же самое можно сказать и о броне. Есть, чем встретить недружелюбно настроенных индивидов и представителей животного мира. Что касается твердости руки, то точность атаки зависит от соответствующего оружейного навыка. А вот тип — от того, как вы будете двигаться в момент нанесения удара (стоите на месте — рубящий, стрейфитесь — удар сбоку, двигаетесь вперед-назад — колющий). У любого оружия в характеристиках дан наносимый урон каждым из ударов. Так что выбирайте наиболее эффективный.

В бою оружие и броня имеют отвратительную особенность получать повреждения и снижать свои боевые характеристики, поэтому его надо будет периодически ремонтировать. Сделать это можно будет как самому, так и у кузнецов — за весьма небольшие деньги. Однако лучше все же самому: мастерство поднимается.

Кроме ближнего оружия, есть еще и дальнее: луки, самострелы, различные метательные приспособления, разве что гранатометов нет. Поэтому (возвращаясь к разговору о манчкинстве) в случае чего подбивать вашего танка будет нечем. Зато броню может носить кто угодно. И какую угодно. Даже маги могут спокойно таскать на себе центнер железа, если сил хватит.

Кстати о магах. Колдовать есть что, было бы чем. Всего в игре 54 типа заклинаний (именно типа, так как каждое из заклинаний может иметь еще и подтипы, в зависимости от его силы), распределенных по шести школам. Перечислять весь список я, понятное дело, не буду. Хочу только заметить, что у школ бывают различные профилирующие атрибуты (интеллект, сила воли или личность), так что при генерации неплохо бы обратить на это внимание. Кроме имеющихся заклинаний, можно изготовить новые. Как всегда: за деньги у соответствующих специалистов.

Помимо непосредственно заклинаний, можно еще накладывать магические эффекты на оружие (энчантить его, если по-научному) или алхимичить. И то, и другое — весьма полезно, но на любителя. В конце концов, все то же самое можно просто купить.

И еще хочется упомянуть о том, что в Morrowind можно воровать. Что население и враги имеют привычку хранить свое добро за закрытыми дверями в закрытых же сундуках, да еще и навешивать на замки ловушки. Все это вам придется обезвреживать и вскрывать. Главное — чтобы не заметил никто. Иначе ментам настучат.

Почем сегодня красота?

Такой вот вам предстоит спектакль под названием Morrowind, где вы будете одновременно и зрителем, и исполнителем главной роли. Насчет роли вроде бы добавить больше нечего (точнее, ничего существенного). А вот что касается зрительства... Тут уж лучше всего, конечно, партер. Сиречь четвертый "пень", четвертый "Же Форс". Ну и "мозгов" так, чтобы хватило. Например, четыре сотни "метров" (это я исключительно ради цифры "четыре" назвал, если будет пять сотен, то хуже не станет, а станет только лучше). Короче, партер — он партер и есть... На моем же Дуроне 800, Riva TNT 2 Ultra и 320 Мб памяти ощущения были, как в "Мариинке" на галерке. Что-то бегает-танцует-поет, но без бинокля не разглядишь. А с биноклем и обзор не тот, и резкость едва наводится, да и рука держать устает. Вроде как бы в курсе происходящего, но удовольствие сильно обламывается. И все же главное — что билет достался. Кто-то ведь вообще остался на улице мокнуть под дождем.

К тому же зрелище все равно оправдывает все неудобства. Если "Даггер" был (сорри, не удержусь от сравнения) сродни панельной хрущобы; пусть даже и апартаменты внутри были королевскими (что делать, не умели тогда еще строить, как следует), то Morrowind — это уже дом под заказ.

Где все — штучной работы: люди, монстры, пейзажи наземные и подземные (попросту неземные пейзажи, чего уж скромничать-то). А небо!? Какое там небо! А вода!? Какая там вода! Даже в тяжелых доспехах можно плавать.

Под стать пейзажам и звуки, а от музыки кое-кто даже побежал покупать абонементы в филармонию на классику. Въехали, так сказать. Всю жизнь не въезжали, а тут поиграли — и въехали. Так что я бы на месте нашего Минкульта вручил Bethesd'oвцам какую-нибудь премию. Например: "За эстетическое воспитание населения и проявленные при этом мужество и героизм".

Что нам стоит мод построить

Теперь бы самое время слегка порезюмировать, да ведь глупо подводить итоги тому, что только начинается. Дело в том, что к игре прилагается еще и конструктор. Не из кубиков и не детский, а продукт такой, программный. Чтобы, значит, каждый, кто хочет, мог бы сделать то, что сможет. И засунуть потом то, что получится, в то, что пока имеется. Каковы будут результаты данного "народного творчества", сказать на данный момент совершенно нереально. Одно ясно: это будет уже совсем другой Morrowind. Или почти совсем другой. Поэтому мое мнение такое: ура! Не, не такое, а вот такое: УРРРААА!!! Надеюсь, вы меня поймете...

Комментарий Ивана Жилина

Естественно, что без сравнения с Daggerfall обойтись нельзя, и каждый волен сравнивать, скурпулезно или вскользь, придирчиво или непредвзято (да-да, часто эти слова антонимичны!). Но стоит ли игра свеч? Ну да, это все тот же старый добрый даггер, слегка упрощенный согласно веяниям времени, но не до такой степени, когда он начнет превращаться черт знает во что. В качестве компенсации - не такой глюкавый и потрясающе красивый. Достойная компенсация? Как сказать, но хорошо, что хоть такая. В конце концов, люди, которых что-то не устраивает (или компьютеры, которые не устраивают "Морровинд"), могут спокойно играть в "Даггер" и не дергаться.

Теперь о рейтинге. Автор сам на сие творение Bethesda смотрел куда более спокойно, в районе 8.8, в редакции же витал дух ДЕСЯТКИ. Чтобы не допустить повторения анриловского позора, я совершил следующее: от максимума были отрезаны баллы у RPG'шности (если вас интересует полный расклад, то за систему, сюжет и мир у игры твердая пятерка, а вот комбат все же 4, да и упрощения нужно было как-то наказать) и звука (ну все же не идеал). И, самое главное, у Ценности для Жанра. По правде сказать, только тот факт, что в поджанре "игра = жизнь, жизнь = игра" новые релизы появляются не чаще, чем раз в 4 года, дал возможность поставить 9. Могло быть и меньше.

Но все-таки как же он, собака, требователен!..