В музее вы можете увидеть прообраз величественного здания Morrowind, недавно украсившего квартал RPG. Хотя многие и называли его Buggerfull'ом, рожденные им архитектурные идеи востребованы современностью.
«Моя самая большая надежда,
мое самое большое разочарование»
Френк Герберт.

Жанр: RPG
Разработчик: Bethesda Softworks
Системные требования: 486/66 МГц, 8 Мб ОЗУ, 2х CD-ROM
Дата выхода: конец 1995 г.

Рождение героя

Когда весть о гибели Ягара Тарна стала мало-помалу забываться, жизнь в Империи начала входить в привычную колею, что, несомненно, явилось следствием трудов Уриэля Септима VII по поддержанию мира в стране.

Однако это затишье, как это часто бывает, было лишь предвестием страшной бури. Никто не замечал тяжелых туч войны, сгущавшихся над горизонтом. И когда, казалось, в Империи должен был наступить очередной золотой век, разгорелся конфликт между двумя королевствами — Даггерфоллом и Сентинелем. Гордое и свободолюбивое племя редгардов вновь подняло вопрос о предоставлении им большей независимости, в ответ на что лояльный Императору король Даггерфолла Лизандус бросил на Сентинель свои войска. Он нашел, пожалуй, самое простое решение этой проблемы... и самое жестокое. Две армии сошлись в знаменитой сече но Крингаиновом Поле. Бретонцы Даггерфолла нанесли поражение редгардам Сентинела, но в жаре битвы погибли короли обеих сторон. После смерти Лизандуса командование войском принял его двадцатидвухлетний сын Готрид, который и привел Даггерфопл к победе. Он оказался не так лоялен к Империи, как его отец, однако открыто выступать против ее мощи все же не решался. Возможно, его мнение формировалось под влиянием жены, бывшей принцессы Сентинеля, а ныне королевы Даггерфолла Аубк-и. Возможно, но это лишь догадки...

Казалось, что, несмотря на ужасные потери, конфликт полностью разрешен. Однако все оказалось не столь просто, ибо призрак павшего короля Лизандуса являлся по ночам в Даггерфолле и требовал отмщения. Все бы ничего, но его всегда сопровождала армия призраков, набрасывающихся на случайных ночных прохожих. Город объял ужас.

Слух о событиях, происходящих в Скалистых Землях, достиг ушей Уриэля Септима VII, и он отправил в Даггерфолл своего человека. К сожалению, история не сохранила его имени, посему мы наречем его просто «героем», ибо деяния его поистине замечательны. Герой покинул Даггерфолл и отправился в далекий путь...

Daggerfall vs. Morrowind

Когда появился Morrowind, многие игроки-обозреватели поспешили возложить на него лавры лучшей RPG года, попеременно поливая TES III грязью. Причем почти все сравнивают Морровинд с его предшественником, Daggerfall'ом. Однако ветераны второго TES ушли в отставку, и замолвить слово о нем некому. Постараюсь в меру своих сил пролить свет на историю этого нашумевшего проекта.

Признаюсь сразу, в первую часть я не играл. Знаю только, что Elder Scrolls: Arena, вышедшая в 1994 году, ничем, кроме громадного игрового пространства, не была примечательна. Два года спустя появился Daggerfall, прозванный за исключительное количество багов «Buggerfull'ом». Правда, во второй части разработчикам удалось добиться феноменальных результатов. Получив практически все главные премии, The Elder Scrolls: Daggerfall перевернула мир ролевых игр, утвердив новый стандарт в своем жанре. Миллионы людей этот мир привлекал уже хотя бы тем, что в нем хотелось жить. Чем же настолько потрясла игровую общественность эта игра?

Итак, добро пожаловать в мир Старых Свитков (The Elder Scrolls) и провинцию Даггерфолл залива Илайик-Бей (Iliac Bay). Вам придется влезть в политические делишки этого региона, обзавестись кой-какими знакомствами, врагами (куда же без них?), убить энное количество народа, вернуть похищенное письмо, отправить на покой привидение и решить, кто получит магический Дингус (Dingus), иногда называемый Тотемом Тибера Септима, сулящий его владельцу неограниченную власть. Попутно вы должны, сообразить, как остаться в живых и подольше протянуть, чтобы закончить порученную вам работу. Возможно, ваш персонаж будет до неприличия богат, но это не цель игры, хотя чертовски приятная ее сторона.

Даггерфолл — нетрадиционная компьютерная ролевая игра: здесь нет классической линейно развивающейся цепочки квестов, которой вы вынуждены рабски следовать. Вы можете развивать свой персонаж как угодно и по каким угодно направлениям — какие вам больше нравятся. Чувствуете в себе тягу к преступной жизни, жестоким убийством невинных людей, грабежу городских слепых и к репутации одного из самых опасных преступников Илайик-Бей? Пожалуйста! Хотите быть Рыцарем в сияющих доспехах, спасать девиц, попавших в беду, сражать монстров и бороться за мирный мир, открытый Правде, Справедливости и Великому пути Тамриэля? Сколько угодно! Все пути открыты для вас. Не обязательно точно следовать главному квесту, хотя вы упустите при этом много интересного. Начнете ли вы выполнение главного квеста вообще, когда начнете и в каком порядке будете проходить его этапы, почти целиком зависит от вас. В игре предусмотрено шесть видов окончания, в зависимости от того, какой путь вы выберете. В общем, как и в Морровинде, нам дается полнейшая свобода действий. Так в чем же разница, спросите вы. Объясняю. Что геймерам больше всего не понравилось в Морровинде? Бездушные NPC, неинтересные квесты, невразумительная боевая система. В Даге каждый подобный компонент — высочайшего качества. 750 000 тысяч ЖИВЫХ NPC, создающих иллюзию настоящей жизни, игровой мир Дага, раз в 8 больший (если вы захотите обойти его целиком, вам потребуется недели две). Не стоит забывать, что весь мир создан дизайнерами практически вручную. А квесты? Во второй части вы никогда не встретите заданий типа: найди то-то, принеси, унеси то-то, отведи туда-то. Не геройское это дело.

Техническая кутерьма

Система боев в Даге заключалась в умении ловко владеть мышью. Игрок зажимает левую кнопку мыши и начинает аккуратно двигать устройством, нанося тычки, рубящие и режущие удары, блоки.

Существует несколько зон повреждений, прикрывающихся соответствующими доспехами:
✔ голова (helmet — шлем);
✔ плечи, правое и левое (pauldrons — наплечники);
✔ руки, правая и левая (bracers — нарукавники);
✔ кисти рук (gauntlets — латные рукавицы);
✔ грудь (cuirass — грудная часть доспеха);
✔ ноги (greaves — поножи);
✔ ступни ног (boots — обувь или часть доспеха).

Удар приходится но случайную часть тела. Если на этой части есть броня, то она принимает на себя некоторую часть удара, в зависимости от типа брони. Со временем броня стареет и ломается, так что не забывайте про починку. Биться приходится в realtime. Именно во время боя персонаж быстрее всего устает; по мере того как его запас сил (fatigue) истощается, он все реже попадает по противнику.

Магической системой Дага сейчас, конечно никого не удивишь, однако 6 лет назад телекинез, телепортация, хождение по воде и умение дышать под водой не могли не впечатлять. Алхимики изощряются в создании многочисленных снадобий и магических предметов. Уровень магии зависит от интеллекта персонажа и дополнительного множителя. Каждое заклинание требует особого количества единиц маны. Мана пополняется при отдыхе, питье зелий или за счет высасывания силы противника (эффект Spell Absorption).

Герой Дага

Задача перед агентом Империи стояла трудная, порой ему даже казалось, что она невыполнима. Поэтому прежде чем приступить к действиям, герой решил адаптироваться к новой для него обстановке. Но это длилось недолго. Повстречавшись с призраками, герой по ночам просыпался от кошмаров. А тут еще и люди, «особенно приближенные к Императору», пытающиеся напомнить о миссии, с которой герой пожаловал в Даггерфолл. Как ни странно, эти приближенные давно уже осведомлены о прибытии в Даггерфолл человека Императора и во все глаза следят за его действиями. В конце концов герой практически одновременно получает послания от Моргии, принцессы Вэйреста, и Лотана, принца Сентинеля, содержащие просьбы как можно скорее прибыть к их дворам.

Справедливо рассудив, что это как-то связано с возложенной на него миссией и отдав должное отменной работе тайных агентов обоих королевств, герой покинул Даггерфолл и отправился в столицу Вэйреста, ибо она находилась несколько ближе, нежели Сентинель, посему и дорожные расходы казались не столь велики.

Явившись во дворец, он предстал пред царственным ликом юной принцессы. Как выяснилось, последняя знала кое-что о таинственном письме Императора, однако просто так делиться информацией явно не собиралась. Дабы как-то возместить свои расходы на тайных агентов, внедренных в окружение знати Даггерфолла, Моргия приказала герою исполнить сначала ее поручение — передать послание Королю Червей (King of Worms). Надо сказать, что под сим сценическим псевдонимом скрывался глава могущественной гильдии некромантов; и раскрытие связи с оным принцессы Вэйреста могло иметь ужасные последствия как для нее самой, так и для всей правящей семьи королевства. Именно поэтому она поручила доставку послания абсолютно незнакомому человеку, решив, что раскрытие им ее секрета негативно скажется в первую очередь на его собственной миссии. В общем и целом, она была права. Однако не обремененный высокими моральными принципами герой прочел ее письмо сразу же как только покинул вэйрестский дворец. Хмм... Похоже, Юной леди невтерпеж выйти замуж, и не за кого-нибудь, а за сына самого Короля Червей! Нечего сказать, подходящая партия... Пофилософствовав немного о превратностях любви и в конце концов придя к выводу, что философ из него никудышный, герой отправился в обитель тамриэльских некромантов, что в Драконьих Горах, находящихся в северных регионах Скалистых Земель.

Можно и не говорить, что вотчина некромантов — не лучшее место для воскресных прогулок. Порядком измотавшись в дороге, герой в итоге обнаружил логово Короля Червей и с чувством выполненного долга вручил ему послание. Моргия сдержала обещание и поведала герою о том, что искомое им письмо Императора все же достигло королевы, однако было выкрадено у нее воровской гильдией, а затем продано Гортвогу, предводителю орков. Интересную информацию открыл герою принц Хелсет, старший брат Моргии, на которого герой набрел, гуляя по замку. Оказывается, незадолго до Битвы на Крингаиновом Поле Вэйрест отправил в станы обеих сторон своих представителей, надеясь, что те образумят как Лизандуса, так и короля Сентинеля Камарона, и кровопролития удастся избежать. Впоследствии неудачливые дипломаты уверяли, что не успели поспеть к началу битвы, так как по дороге были атакованы орками, однако Хелсету донесли, что это не совсем так: все же они добрались до шатра Лизандуса и несколько минут провели внутри, видимо, о чем-то беседуя с королем Даггерфолла, после чего удалились.

Дело запутывалось все больше и больше...

Можно и не говорить, что после всех выпавших на его долю испытаний герой справился с заданием. Пусть не сразу, но вскоре все, что необходимо, было в его руках.

О дальнейшей его судьбе история умалчивает. Возможно, он все же купил полюбившийся ему домик в Даггерфолле, где и осел, а может быть, вернулся ко двору Императора и теперь выполняет очередную опасную миссию, возложенную на него сюзереном. Так или иначе, для тех, кто знал его, он навсегда останется героем, Героем Даггерфолла,

Итоги

Да, это была настоящая RPG. Игра, совершившая переворот в умах, сердцах и пристрастиях. Первый раз индустрия предоставила игроком целую вселенную, в которой можно прожить десятки непохожих друг на друга жизней вместо того, чтобы тупо следовать прихотям сюжета. Это ли не достижение?

Виктор Киншов