На просторах Тамриэля
Врата миров
ВСЕЛЕННАЯ THE ELDER SCROLLS
Cергей Cенюк

Пожалуй, не найдется в стане компьютерных ролевых игр вселенной более досконально проработанной, чем The Elder Scrolls - детища компании Bethesda Softworks. 5 апреля сего года данной серии исполнилось 10 лет. С момента своего представления в 1994 году мир, названный разработчиками Мирном, обзавелся детальнейшей хронологией на многие тысячелетия, богатейшей историко-мифологической базой и прочими атрибутами, символизирующими рождение новой легенды жанра.

Эльфийская Эра - 1E660

- Бессмертный герой, воин, волшебник и король, коего знали под именами Пелинал, Харапьд, Исмир, Хэнс Лиса, путешествует по Тамриэлю, собирая армии, захватывая земли, правя и, оставляя королевства, отправляясь дальше...
Антология The Elder Scrolls

Демиурги

К сотворению мира сценаристы Bethesda Softworks подошли со всей возможной ответственностью. Скрупулезно изучив от корки до корки толкиновский "Сильмариллион", они создали свою Вселенную, позаимствовав, правда, кое-какие ходы у Профессора. Так появились интереснейшие легенды о противостоянии Ану и Падомая, начал созидания и разрушения, о создании ими соответственно богов и демонов - аэдр и даэдр, и о восстании одного из божеств - Лоркана, повлекшего за собою рождение смертного плана бытия.

Надо сказать, литературный аспект занимает одно из важнейших мест в каждой серии цикла The Elder Scrolls (часто сокращаемого до TES). В библиотеках и книжных лавках Тамриэля - континента, где разворачивается действо основной массы игр - можно отыскать сотни документов, будь то исторические опусы, народные сказки, религиозные проповеди, древние легенды или современные путеводители по необъятным мирским просторам. Да и стиль написания их удовлетворит самого взыскательного ценителя высокого слога.
Так с чего же началась эпическая сага, отразившаяся в "Древних Свитках"? Об этом и пойдет наш рассказ.

Хаос Арены

Первый том цикла - Arena - увидел свет в 1994 году, на закате Золотого Века CRPG. Надо сказать, поначалу данный проект и близко не относился к жанру ролевых игр, а позиционировался как файтинг, гладиаторские бои. Отсюда, кстати, и название.

К счастью, чью-то светлую голову в команде разработчиков посетила мысль создать на имеющейся базе симпатичную ролевую игру, за что ему низкий поклон. С первого взгляда "Арена" поражала буквально всем: стильный графический движок, интереснейшая ролевая система с возможностью выбора 18 классов персонажей, и порядка 400 населенных пунктов, разбросанных по всему огромному континенту.
Сюжетная фабула закручивалась вокруг Ягара Тарна. боевого мага при дворе правящего Императора Тамриэля. Упрятав своего сюзерена в иное измерение и приняв его иллюзорный облик, колдун в течение последующего десятилетия правил Империей, насылая хаос на землю. И вот однажды миру явился молодой воин, решивший покончить со злодеем раз и навсегда, для чего отправился на поиски могущественного артефакта - Посоха Хаоса, с помощью которого и был некогда пленен истинный Император...
Нельзя сказать, что сюжет блещет особой оригинальностью и новаторством. Но именно "Арена" явилась предтечей следующего тома цикла, который навсегда остался в памяти и сердцах ценителей жанра. Итак - знаменитый Daggerfall!

Ночи Даггерфолла

Грандиозно. Именно так можно охарактеризовать этот проект, один из сильнейших в индустрии CRPG. В отличие от большинства ролевых поделок, сводящихся к фабуле "добеги до конца подземелья, уничтожь антагониста да выслушай оду о спасении тобою очередного мира", Daggerfall (1996) предлагал игрокам совсем иное. То была сложнейшая политическая интрига сопредельных держав, в которую волею судьбы оказывался вовлечен наш герой.

За время, прошедшее с выхода первого тома серии, разработчики скрупулезно проработали каждую веху истории Тамриэля, что удивительным образом сказалось на игре. Мир обрел целостность, атмосферу. Он затягивал: его любили, обожали, восхищались. Игроки проводили ночи напролет, бродя по многочисленным городам и весям (а число их достигло 4000!) королевства Даггерфолл, благо свободу их в сем виртуальном мире никто и не думал ограничивать.
Позабыв на время о сюжетной линии, они могли податься в рыцари, поступить на службу в гильдии воров или волшебников, изучить запретные азы некромантии, вкусить прелести вампирского или оборотнического существования, отправиться истреблять ретивую нечисть в близлежащих подземельях, а со временем - обзавестись хозяйством в лице (точнее - морде) преданной лошади, корабля да уютного домишки.
Развитые судебная и банковская система, возможность создавать свои собственные магические вещи и заклинания, и такие маленькие штрихи, как бесплатная выпивка в тавернах в канун Нового Года, обеспечили игре славу самой комплексной ролевой игры в истории жанра. Уникальная бесклассовая ролевая система с комбинированием достоинств и недостатков позволила создать любого персонажа, какого только можно было представить - скажем, темного эльфа, ненавидящего все, сделанное людьми, и потому не берущего в руки стальное оружие или доспехи, но зато быстрее восстанавливающего ранения в темноте.
Однако вернемся к сюжету. Со времен перипетий "Арены" минуло четыре года, и жизнь в Империи постепенно возвращалась в свою колею. Конечно, локальные конфликты между входящими в состав ее королевствами случались и ныне. Так, недавняя Война Бетонии, разразившаяся между соседними королевствами Даггерфолл и Сентинель, унесла жизни монархов двух держав. Но Лизандус, король Даггерфолла, вместо того, чтобы упокоиться с миром, каждую ночь с армией призраков являлся в столице своей вотчины, громогласно взывая о мщении.
Чувствуя, что дело нечисто. Император Тамриэля отправил в Даггерфолл своего агента, дабы тот на месте разобрался в происходящем. Прекрасно проработанная, изобилующая непредсказуемыми поворотами, сюжетная линия повествует о жестоких и хитроумных политических играх правящих семей западных провинций Тамриэля.
Резюмируя вышесказанное, скажу: Daggerfall - великая игра, установившая новый эталон для жанра CRPG в целом, правда, навеки получившая клеймо игры с наибольшим количеством программных ошибок и прозвище Buggerfall (от английского "bug" - "ошибка в программе").

Легенды Баттлспайра

Немудрено, что после ошеломляющего успеха Daggerfall благодарные игроки ждали продолжения ролевой линейки продуктов TES. Но в Bethesda, сопоставив желания с финансовыми возможностями, решили покамест создать "промежуточный" проект в жанре Action/RPG. Так миру является Battlespire (1997), первая и на данный момент последняя ласточка подцикла The Elder Scrolls Legends.

Спорный проект. Фирменный движок XnGine, зарекомендовавший себя еще в Daggerfall, обрел новую сверкающую оболочку, однако красоты внешние не смогли заполнить собою пустоту внутреннюю. Ролевый элемент упростился, а динамики полноценного 3D Action игре явно недоставало. Мир представлял собой набор из восьми следующих один за другим уровней, перемещение героя по которым разбавлялось частыми схватками с разномастными даэдрами да решением несложных головоломок.
Сюжет возвращал игрока во времена, когда Империя стонала под железной дланью Ягара Тарна. Последний, заключив лишь одному ему ведомый договор с Принцами даэдр, отдал им на растерзание Баттлспайр - цитадель, парящую в потоках космического эфира, где долгие годы проходили подготовку маги и воины, призванные служить в элитной гвардии Императора. Видимо, уничтожив чужими когтями тех, кто мог раскрыть его истинную личину, узурпатор чувствовал себя в полной безопасности.
Герой, странствуя по разгромленной крепости, а затем и по царствам Обливиона - средоточия хаоса, родного мира даэдр, добирался в итоге до демонического Принца - Мехрунс Дагона, покончив с которым, получал возможность вернуться в родной Тамриэль.

Похождения редгарда

Осенью 1998 года в свет выходит очередная игра во вселенной "Древних Свитков" - The Elder Scrolls Adventures: Redguard. Как следует из названия, жанр продукта - чисто приключенческая игра, а ролевые элементы отсутствуют как таковые. Тем не менее, Redguard - весьма сильный проект, ибо здесь и графические красоты, воссозданные на изрядно модифицированном движке XnGine, и незабываемые музыкальные треки, и мощная сюжетная линия, обращающаяся к событиям, произошедшим за три столетия до Daggerfall, на заре становления Тамриэльской Империи.

Главный герой - Сайрус, солдат-наемник расы редгардов, покинувший родные края десятилетие назад и давший клятву никогда более не возвращаться на родину, в Хаммерфелл. Однако обет нарушается, лишь Сайрус получает весть о том, что его сестра таинственно исчезла. По ходу развития событий наемник попадает в центр противостояния враждующих фракций соотечественников, одна из которых пытается остановить экспансию молодой Империи, вторая же способствует оной. Заносит его и в логово некроманта-слоад, и в древние руины давно исчезнувшей цивилизации гномов (которые, к слову говоря, во вселенной TES являются одним из видов эльфов, весьма продвинутых в техническом плане), и даже в Обливион, к одному из самых коварных Принцев даэдр.
К сожалению, популярность столь выдающегося проекта оставила желать лучшего, благо те, кто ожидали полноценного сиквела Daggerfall, игру высокомерно проигнорировали. Понять их можно - жанр-то чужой, а истинным фанатам TES хотелось несколько иного - вновь вкусить добротную ролевую начинку. Но минуло еще целых четыре года, прежде чем терпение их оказалось с лихвой вознаграждено...

Пророчества Морровинда

Третий том основной линейки TES - Morrowind - появился лишь в 2002, шесть лет спустя после нашумевшего Daggerfall. В отличие от случайно генерируемых городов и подземелий именитого предка, все сорок селений земель Морровинда тщательно "фиксированы". Шаг это вперед или назад - судить вам, но данный ход позволил создать гораздо более живой и детально проработанный мир, к которому, тем не менее, нужно еще привыкнуть. Благо, здесь нет и в помине классических орков и троллей - пережитков западной мифологии, в изобилии шнырявших по Dagger-fall. Провинция Морровинд - это дальние восточные пределы Империи, чуждая культура населяющих их Темных эльфов (так, средством транспорта здесь служат гигантские блохи, а лошади считаются деликатесом).

Крепкой привязки к предыдущим играм цикла здесь не прослеживается, но древние пророчества, вершащиеся в Морровинде, не менее эпичны по своей сути. Гибельная чума стремительно косит Темных эльфов, правящие Дома строят козни как друг против друга. так и против слабеющей Империи, силы Трибунала - местных правителей-божеств - иссякают, а странные культисты, объявляющиеся в селениях Морровинда, несут весть о скором пробуждении поверженного столетия назад владыки павшего Великого Дома Дагот. И в центре всей этой кутерьмы оказывается наш герой, бывший каторжник, которого Император тайно переправляет в Морровинд, окуная в гущу местных событий. Зачем? Это-то ему и предстоит выяснить в процессе игры.
Успех "Морровинда'' превзошел все ожидания и с полугодичной периодичностью к нему было выпущено два дополнения - Tribunal (2002) и Bloodmoon (2003). Первое несло в себе донельзя линейную, но интереснейшую сюжетную линию, раскрывающую судьбу Трибунала после событий оригинального Morrowind. Как некогда в Daggerfall, герой вновь оказывался вовлечен в политические игры, на этот раз за трон королевства Темных эльфов.
Второе дополнение - Bloodmoon - отличалось совершенно иным антуражем. После жаркого лета Морровинда героя резко перебрасывали на небольшой заснеженный островок Солстейм. Очередное зловещее пророчество, атака оборотней, а под конец - пришествие в мир Принца даэдр. Те, кто загодя пробежался по мирам Battlespire, концовкой разочарованы не будут, остальных же она может повергнуть в некоторое недоумение.
Да, такова особенность всего цикла The Elder Scrolls - незначительные деяния, свершившиеся в одной из игр, могут развиться в интереснейшую концепцию в совершенно другой.

Взгляд в будущее

Хроники "Древних Свитков" продолжатся, в этом нет сомнений. Вскоре после выхода "Морровинда" на сайте Bethesda появилось объявление о найме сотрудников "для работы над следующими играми цикла TES" А вот какими они будут?..

Как заявили сценаристы, история Вселенной уже прописана у них на столетие вперед. Видя скрупулезность проработки игровой среды, в этом мы и не сомневались. Доподлинно известно, что Империя падет, и в Тамриэле воцарится хаос и жесточайшая борьба за власть. Но как преподнесут нам разработчики грядущие эпические действа? Будут ли это классические CRPG или же глобальный онлайновый проект, слухи о котором упорно ходили несколько лет назад? Думается, вскоре мы это узнаем...

 

 TES на связи
Продвинутым любителям мобильной связи Bethesda предлагает вновь вернуться в Тамриэль посредством дилогии TES Travels — Stormkeep и Dawnstar, двух игрушек, выпущенных для телефонов последних поколений. Простенькие симпатичные ролевки в духе восьмидесятых: герою дается на разграбление замок, нашпингоаанный монстрами да сокровищами, и — вперед! Официальный сайт проекта — www.theelderscrollstravels.com
 DF. Полуночные прогулки порою фатальны...
 BS. Стихийные даэдры во всем великолепии.
 Нашествие воинства даэдр на Бэттлспайр.
 Redguard. Островное королевство Строс  М'Кай, "жемчужина Хаммерфелла".
 Morrowind. Просто насладитесь закатом...
Cтатья предоставлена для публикации на сайте журналом "Мир Фантастики".