The Elder Scrolls Legend: Battlespire


"Продолжение" незабвенной Daggerfall последовало раньше, чем некоторые поклонники смогли успешно завершить основной квест оной. Последнее, кстати, является несомненным достоинством для ролевой игры. И вот появилась Battlespire, игра с гордой надписью "3Dfx" на коробке.

Мелкая месть, подумаете вы. И не ошибетесь. Bethesda сделала очень неправильный политический ход, поленившись заново отпечатать коробки для Battlespire. Дело в том, что великие художники упомянутой фирмы сделали "слишком большие текстуры", которые "не помещаются в память акселератора". Текст в кавычках изъят из официального заявления компании Bethesda, появившегося незадолго до выхода самой игры.

Большая ошибка
Bethesda, кажется, держит игровую общественность за полных дурачков. Трудно себе представить более глупое оправдание. В результате newsgroup'ы обсуждают вовсе не детали прохождения Battlespire - пользователи упражняют свое чувство юмора на толстой носорожьей шкуре разработчиков. Ведь незадачливый юзер, польстившийся на "первую РПГ, поддерживающую 3D-ускоритель", узнает о подлоге уже после покупки продукта. К тому же Bethesda упустила блестящую возможность стать той самой первой 3Dfx RPG. Westwood после долгих мучений все-таки выпустила свой 3Dfx patch для Lands of Lore. Публика в восторге. "Ускоренные" пользователи рыдают от счастья и благодарят фирму-изготовителя.
Темные мрачные подземелья.
Тусклые палитры.
Очень знакомо.     Между тем Bethesda перешла на вкусное SVGA-разрешение. На Р233 игра практически не тормозит. Скорость в 166 МГц резко меняет дело: Battlespire долго дергает жесткий диск, появляется долгожданная дискретность при движении. Словом, все как надо. Вместе с тем Battlespire смотрится на порядок лучше Descent to Undermountain с ее полностью трехмерным engine'oM. Bethesda, очевидно, решила отдаваться прогрессу не сразу, а по частям. Сначала SVGA и mlook, затем полигональные монстры и грамотно ускоренный движок. Ну а пока авторы Battlespire уверяют, что их тщательнейшим образом прорисованные плоские монстры гораздо лучше любых трехмерных моделей.

Остатки прежней роскоши
Схема создания персонажа - таково истинное сокровище деятелей из Bethesda. К счастью, они это понимают, и вот уже третья RPG подряд использует практически одну систему генерации героя. Авторы лишь немного перетасовали интерфейс, одновременно упростив его и сделав более наглядным.
   В активе демиурга есть определенное количество очков. Или "денег" - как хотите. На них вы можете "купить" полезные качества для вашего будущего героя. На своих местах осталась солидная статистика личных качеств (str, dex, int и прочие) и система рейтинга skill'oB. Все умения могут быть разбросаны по трем категориям: Primary, Major, Minor skills. Оставшихся ожидает незавидная участь "недоразвитых" skill'oв. Впрочем, фонды стоит тратить вовсе не на развитие умений.
   Так как ваш персонаж начинает свое путешествие, имея при себе только набедренную повязку, идея экипировать его не так уж и плоха. Вы можете снабдить своего питомца заклинаниями, оружием, кольчугой и даже магическими вещицами. Хотя с этим лучше все-таки подождать:

графа "advantages / disadvantages" имеет наивысший приоритет: в ней вы обнаружите такие полезные примочки, как регенерация маны и здоровья, невосприимчивость к магии и прочим неприятностям. Именно это и надо выбирать в первую очередь. И лишь затем переходить к чисто хозяйственным закупкам в оружейном складе.

Последний танец с Мэри Джейн
Будучи готовым к боевым действиям, стоит все-таки узнать, за что идет борьба. Потому как любое боренье должно быть идейным. Вы, подающий надежды воин и маг, волшебным образом переправляетесь в другое измерение, на остров-крепость Battlespire. Остров, как водится, парит прямо в безвоздушном пространстве. Эта цитадель была выстроена специально для проведения выпускных экзаменов будущих убийц и душегубов. К несчастью, Battlespire оказывается захваченным Daedra Lord'ом с непроизносимым именем, который подчинил себе "учебных" монстров и перерезал всю стражу. Подлый мутант не забыл и об одной важной вещице - он накрепко задраил все выходы из цитадели. Ваш единственный шанс заключается в некоем древнем звездном транспорте, пришвартованном к Battlespire. Таким образом, вам предстоит пройти через все уровни тренировочной крепости, размазать по астралу главного негодяя и ретироваться в свою реальность. Короче, ничего особенного.

Бей первым, Фредди!
По странному стечению обстоятельств, вы не находите друзей среди теперешних обитателей Battlespire. Несмотря на этот удручающий факт, вы можете попробовать побеседовать с любым монстром. Впрочем, беседа обычно заканчивается взаимными оскорблениями, перерастающими в вооруженную схватку. Так что проще бить первым, не переходя на личности.
С монстрами можно поболтать. 
Но не ожидайте от них разумных действий.    А вот к боевому режиму в игре надо привыкать. В сочетании с прогрессивным mlook'oм, этот режим может поначалу сильно дезориентировать. Драться предельно просто: держите кнопку мыши и изо всех сил возите сие животное по его родному коврику. При этом оружие, находящееся в руках вашего героя, начинает беспорядочно мотаться из стороны в сторону, убивая и калеча всех на своем пути. Беда лишь в том, что, уже отпустив кнопку атаки, вы начинаете(исключительно по инерции) мотать головой, а не мечом. Психоделично, но крайне неудобно - особенно когда вас атакует очередной монстр.
   К чести игровых негодяев надо сказать, что их AI находится на весьма солидном уровне. То есть враги отчего-то не спешат подбежать к вам и быть сию секунду нашинкованными. Вовсе нет! Во-первых, они предпочитают кидаться заклинаниями или использовать луки. Ну а если дело все-таки доходит до ближнего боя, монстр всегда отслеживает свое здоровье. Стоит вам слишком сильно надавить на оппонента, и он ударяется в бега, стараясь спасти собственную шкуру. Кроме того, враги вовсю используют старую проверенную тактику "подбежал, ударил, убежал". На первых порах приходится туго.

   Здорово сделаны удары - как ваши, так и вашего противника. Если раньше вам просто сообщалось о том, что вы или враг парализованы или отброшены сильным ударом, то в Battlespire все иначе. Пропустивший нокдаун недруг на несколько секунд застывает, открываясь для верного удара. Вы же, поймав хороший пинок, отлетаете назад или с удивлением наблюдаете, как медленно, если не тягуче двигается ваша рука с оружием. Чтобы прийти в себя после удачной зуботычины, требуется время. Ну а если вы неискушенны в ближнем бою, опытный фехтовальщик с легкостью вышибет оружие из неумелых рук - вы увидите его валяющимся на земле. Разумеется, можно подойти и забрать.
   Battlespire гораздо более аркадно-ориентирована, чем ее предтечи. Супостаты сильны по-настоящему, а ваш набор приемов непривычно велик. Кроме упомянутых пассов с оружием и мышью, возьмите на примету пару "специальных" приемов, предусмотренных авторами. По вашей команде персонаж может резко присесть, уклонившись от смертельного удара. С другой стороны, вы можете неожиданно сильно толкнуть соперника этот прием очень опасно испытывать перед стенами. Вы теряете много здоровья, со всей дури влетая в крепкую каменную кладку головой. Экзотика хороша, но нельзя забывать и о замечательной кнопке strafe. Герой "стрейфится" очень быстро и послушно. Не хуже, чем в Quake. Да и использоваться этот прием будет в похожей ситуации - лучший способ уклониться от летящего прямо в лоб fireball'a. Ответный удар? Нет проблем: специальное меню позволяет закрепить за кнопками F1-F8 любое заклинание. Похоже, месяцы игры в Diablo не прошли даром даже для RPG'шников из фирмы Bethesda.

Хорошо акселератам!
Умения героя в Battlespire "поднимаются" с удивительной скоростью. Особенно после долгого мучения с Ultima Online. За какие-то жалкие десять минут нулевое умение обращаться с посохом увеличилось на 40 experience-очков. С другой стороны, это абсолютно правильно. Ведь ваше единственное занятие в игре - прогулки по этажам, убийство всего живого и сбор полезных вещей. Иногда встречаются пазлы и загадки, но не слишком часто. Основной задачкой в игре становятся сами этапы. Точнее, их прохождение. Не помогает даже карта - приходится долго шевелить мозгами, где же может быть проклятый выход!
Уровни обладают сложной структурой. 
Много подъемов, лестниц и даже подвесных мостов.    В компании играть еще веселее. Сетевая игра предусматривает не только deathmatch, но и совместное прохождение уровней. Что безмерно украшает игру упрощает процесс ее одоления и ставит Battlespire в один ряд с Нехеп. Пожалуй, подобное сравнение наиболее точно описывает новый продукт от Bethesda. Жанр Battlespire застрял где-то посередине между RPG и Action. Для хорошей аркады не хватает ускоренной графики и (все-таки) динамизма, а для ролевой игры сюжета. Battlespire чем-то похожа на великую и неповторимую Ultima Underworld. К несчастью, сюжет несколько подкачал. Хотя... может быть, таковы веяния времени и моды?..


Графика: 86% Звук: 80% Сюжет: 80% Интересность: 87%