R
e
v
i
e
w

*

B
a
t
t
l
e
s
p
i
r
e
Battlespire
Elder Scrolls Legends
Жанр: ....................3D action/RPG/adventure
Издатель: ................Bethesda Softworks
Разработчик: .............Bethesda Softworks
Системные требования: ....Pentium 133, 16 Mb RAM
Multiplayer: .............IPX (до 8 игроков), Интернет
ОС: ......................DOS

пойдут глюки и, короче, все это для нашего же блага...

В полигонном интерьере водятся спрайтовые монстры и спрайтовые же спецэффекты ("made in 3D Studio"). Вписаны они в общий интерьер превосходно, без швов и стыков, на пиксели даже при ближайшем рассмотрении почти что не распадаются и смотрятся не хуже, чем некоторые полигонные изыски - пульты управления с нарисованными кнопками или висячие мосты, изысканным формам которых мог бы позавидовать любой кирпич... Право, пусть лучше будут спрайты.

Восемь уровней

Игра разбита на восемь последовательных уровней, причем любой из них в несколько раз превосходит размерами уровни Quake.

Подземелья и замки напоминают большой и неряшливо состряпанный муравейник, в котором очень легко заблудиться. Коридоры то и дело загибаются под углами, напрягающими воображение встречей с тем, что может оказаться за поворотом, полы поднимаются, опускаются и наклоняются так, что размахивать мечом становится совершено невозможно, а некоторые проходы настолько узки, что разминуться с чешущим навстречу стражником не получится - придется драться.

Открытые пространства с туманом и узкими тропками, петляющими по самому краю ущелий, не многим лучше. Кроме того, даже здесь, на просторе, есть ветряные мельницы, хижины, храмы и прочие здания, в каждое их которых можно зайти и поприключаться уже "в интерьере".

Automap не спасает, кроме того, на возникающей по мере вашего продвижения карте нельзя делать подписи, а потому ориентироваться приходится исключительно по мелким и не масштабируемым каракулькам.

Уровни - монстрам!

Монстров в игре больше трех десятков, причем каждый из них обладает своим характером и степенью разумности - от тупых Vermai до Огненных Даэдр, любящих беседу перед поединком, или Паукообразных демонов, предпочитающих болтать непосредственно во время боя.

Теоретически, монстры привязаны к определенным местам, но если они вас заметили (или даже просто услышали как вы крушите мебель в соседней комнате или громыхаете доспехами этажом ниже), ждите, что у вас появится довольно назойливая кампания. Тем более, что уж эти-то ребята географию лабиринтов знают превосходно и спрятаться не дадут. Впрочем, убежать от них можно почти всегда.

Монстры, встречаемые вами в Battiespire, отличаются от своих собратьев из прочих RPG (не говоря уже о 3D action) тем, что с любым из них можно с большим или меньшим успехом поговорить. Последствия подобной беседы могут оказаться самыми неожиданными. Так, уже первый бес, подскочивший к моему воину, после краткого предупреждения, подкрепленного видом оружия, решил перейти на его сторону и побежал драться со своими дружками. Что же касается текстов диалогов, то тут можно только развести руками: ну не тянет этот герой на зрелого воина или мага. Больше всего его речь напоминает понты пытающегося показаться крутым подростка.

Видимо, это так и задумано, поскольку тексты остальных персонажей гораздо убедительнее. Конечно, большая часть всех этих разговоров повторяется, ни к чему не приводит и служит простой отсрочкой банального поединка. Однако будьте готовы к тому, что десятый (или пятнадцатый) встречный враг, вроде бы того же самого вида, вдруг сообщит вам что-нибудь полезное. Кое-кто из них вообще может оказаться в данный момент на вашей стороне. Так что продолжайте говорить с ними, но будьте осторожны - монстры все-таки. И еще совет: не спешите маньячествовать. Уложить врага вы всегда успеете, а вот узнать что-нибудь полезное у хладного трупа будет крайне затруднительно.

Неубиваемые

Некоторых их NPC и монстров, встречающихся в игре, убить практически невозможно. И экспы, между прочим, дают за них как-то очень уж мало - совершенно несообразно тому, сколько раз пришлось перезагружаться для достижения окончательной победной пляски в одном хите над трупом поверженного врага, с которого и снять-то нечего.

Не наводит ли вас это на мысль, что некоторые монстры и NPC (столь чудесным образом защищенные заклинаниями программного кода) введены в игру... гм, как бы это помягче выразиться, для чего-то другого. Может быть, с ними стоило поговорить? Может быть, они здесь были по сюжету?

Разумеется, поднакачавшись и подобрав отличное оружие, настоящий маньяк... простите, смелый герой может справиться даже с полчищем демонов. И такая возможность в Battiespire предусмотрена.

Однако всегда имеется и альтернативный вариант (иначе с какой стати было вводить такие в общем-то слабые классы, как вор или бард). Дело в том, что демоны, с которыми вы воюете, не любят не только вас, они и друг другу готовы глотку перегрызть - был бы повод. И если такой повод найден, а потом еще и предоставлен кому надо, то и убивать никого не придется, а враги ваших врагов станут (на время, конечно) вашими союзниками.

Загадки для немногих

Головоломки в Battiespire присутствуют, и с этим, увы, ничего не поделаешь. Обычная беда большинства ролевых игр, где загадки и паззлы якобы повышают играбельность, а на самом деле просто-напросто заставляют мотаться по всему подземелью взад и вперед с очередным кусочком мозаики или свитком, на котором накарябано третье слово Великого Заклятия, Открывающего Большой Сундук. Особого интереса они не представляют, зато имеют одно существенное достоинство - без них можно обойтись

Музыка

Музыкальное сопровождение Battiespire, в отличие от Daggerfall, записано на CD в виде треков - это и качественнее, и богаче хриплописклявых синтезаторных мотивов, которые сопровождали наши приключения в Тамриэле до сих пор.

Разработчики настолько возгордились своими музыкальными достижениями, что забыли протестировать опцию игры без звука - непропатченная Battiespire (v 1.2) при этом идти отказывается. Патч, правда, ставит все на свои места.

А говорили, патчей не будет?

Будет. Первый (Battiespire v 1.3 Patch) уже вышел и лежит на сайте компании. Bethesda Softworks утверждает, что он же - последний. Если, конечно, не считать еще одного, который позволит Battiespire выдавать не только 15-битную, но и 16-битную графику (и решит проблемы с видеокартами Diamond Stealth Viper 330, Creative LaBattlespire 3D Blaster PCI и STB Light Speed).

Тем не менее, даже в пропатченной (до состояния 1.3) игре, встречаются наполовину выглядывающие из стен монстры (обычная для 3D action с полигонными интерьерами история). Пару раз мне удалось утонуть в полу по пояс, а храбро встав под опускающуюся дверь (чего только не приходит в голову этим игрокам), я увидел ее "в разрезе", правда, застряв намертво - поворачиваться можно, а вот выйти нельзя. Пришлось восстанавливать сохраненку.

Multiplayer

В отличие от других игр типа Quake или Duke Nukem 3D, в Battiespire нет неизменных персонажей, а посему каждая новая встреча с виртуальным противником получается действительно новой. Согласитесь, игра против мага и против воровки не может идти в одном и том же стиле. Кроме того, на вашем противнике ведь не написано, кто он такой и до какого уровня успел вырасти. Короче говоря, сплошные неожиданности.

Режимов коллективной игры (по сети или через Интернет) несколько. Во-первых - традиционный deathmatch. При этом все, что относится к индивидуальной игре и сюжетной линии, просто остается за кадром.

Во-вторых, игра командой - до четырех человек могут объединить свои усилия в борьбе с компьютерными противниками. В данном случае игра идет по тому же сюжету, только с большим числом участников.

И, наконец, третий вариант - противостояние двух команд (до четырех человек в каждой). Для игры по сети необходим протокол IPX, а интернетчики могут воспользоваться услугами компании Mplayer (http://www.mplayer.com).

Итак, первое из непрямых продолжений Daggerfall вышло, каковы итоги? В Battiespire много знакомого и узнаваемого, мощные ролевые корни чувствуются, SVGA графика на месте, multiplayer имеется. Осталось посмотреть, насколько новая игра понравится любителям Daggerfall и скольких независимых поклонников привлечет в Тамриэль ее 3D action составляющая. Известно, что в ролевых кругах Battiespire ожидаем. Но крайне трудно предсказать, как он будет воспринят.

Василий Андреев

Над смертью властвуй в жизни
быстротечной,
И смерть умрет - а ты пребудешь вечно
В.Шекспир

Название фирмы Bethesda Softworks у многих ассоциируется с ролевой Daggerfall, главным достоинством которой была открытость и проработанность игрового мира, названного его создателями Тамриэлем, а главными недостатками - отсутствие SVGA графики и мультиплейера. Как видите, достоинства вполне себе непреходящи, а недостатки - из тех, которыми можно со временем переболеть.

RPG - жанр замечательный, но не единственный. И, разумеется, заполучив такую замечательную арену для игр, разработчики одноименной серии не могли не задуматься, как бы им привлечь в Тамриэль новых игроков, да еще и не распугав прочно обосновавшихся там любителей role-playing. В результате раздумий родилась Battlespire - первая ласточка новой серии Elder Scrolls Legends.

Представьте себе Daggerfall - как и полагается, с проработанным миром, системой генерации и развития персонажа и увлекательным сюжетом, но Daggerfall с компактным игровым пространством. Разбейте это пространство на уровни, которые следуют один за другим. Пропишите один главный квест. Сделайте особый упор на поединках в стиле 3D action с перспективой от первого лица. Добавьте multiplayer и SVGA. Это и будет Battlespire.

Тренажер имени императора

Главная проблема с набором и тренировками воинов для императорской гвардии заключалась в том, что уж очень часто претенденты гибли во время обучения, так и не успев достичь высот своего смертоносного мастерства.

Чтобы избежать этого, самые сильные маги Тамриэля создали Battlespire - особую область вне пространства и времени, специально предназначенную для оттачивания боевого искусства тех, кто удостоится чести пройти это испытание - единственный пропуск в Имперскую гвардию. Не присутствуя в Battlespire физически, ученик и соискатель мог обходиться без сна и отдыха. Даже смерть ему не грозила - не выдержав испытания, он не погибал, а просто-напросто возвращался домой, потеряв все шансы войти в воинскую элиту. Справедливо и без лишнего кровопролития.

Умирать придется взаправду

Давным-давно, во времена императора Уриэля Седьмого, один молодой воин, происхождение которого никому не известно, удостоился чести отправиться на испытание в Battlespire. Но случилось так, что пройдя через магический портал, воин не обнаружил ни магов-хранителей, ни учителей боевых искусств. Принц Даэдр Mehrunes Dagon явился сюда со своими приспешниками и захватил Battlespire.

Демоны закрыли портал, ведущий обратно в Тамриэль, а потому неизвестному герою не оставалось ничего другого, кроме как попытаться сразиться с теми, кто так легко уничтожил цвет тамриэльских воинов и магов, победить их и, вернувшись домой, доказать, что он действительно способен пройти любое испытание. Превосходный вызов - жаль только, что умирать здесь уже придется по-настоящему.

Начнем с героя

Вход в Battlespire открыт лишь шести расам: трем человеческим - Рэдгард (прирожденные воины), Бретонцам (прирожденные маги) и Северянам (они не боятся холода и прекрасно владеют кистенем или палицей) и трем эльфийским - Эльфам Высоким (они отличные маги и их не берут чары парализации), Эльфам Темным (известным как воины-маги и маги-воины) и Эльфам Лесным (они превосходные воры и лучники).

Врожденные способности дают плюсы к соответствующим умениям - владению мечом или боевым топором, различным видам магии или умению стрелять из лука. Экзотических Тамриэльских жителей, вроде умеющих дышать под водой Argonian, в Battlespire нет, видать, в императорские воины их не берут.

Лицом прекрасен

Выбрав расу и пол персонажа, можно озаботиться его внешним видом и даже составить "фоторобот" - подобрать прическу, цвет глаз, форму носа и подбородка. Те, кого портретное сходство не особо волнует, могут отдаться на волю случая и, нажав кнопку "Randomize face", получить черты может быть не совсем соответствующие характеру, но не менее мужественные или столь же прекрасно женственные.

Кстати о женственности - для встречи с ней имеет смысл войти в меню установок и отключить "режим защиты детей". Впрочем, оберегать подрастающее поколение в случае Battlespire особенно не от чего.

Эй, герой, в каком ты классе?

Ужасные слухи о том, что "в Battlespire не будет готовых классов", "совсем нет воров" или не будет еще какой-либо горячо любимой распространителем слуха профессии, не оправдались - классов аж 19, читайте названия и радуйтесь: Acrobat, Battlemage, Spellsword, Nightblade, Archer, Assassin, Barbarian, Bard, Burglar, Healer, Knight, Mage, Monk, Ranger, Rogue, Sorcerer, Thief, Warrior и Натр Hoodlum, Есть, разумеется, и самый универсальный и многими предпочитаемый "класс" - Custom.

В любом случае, параметры персонажа накидываются "с нуля", но не столь утомительно и без перекидов и жульнического сохранения бросков бывшего в Daggerfall. Собственно, это даже и не накидывание вовсе - на все характеристики вы можете потратить около 5000 очков (build points). Перераспределяя их, можно в определенных пределах менять значения атрибутов, степень владения умениями и число хитпоинтов - в Battlespire они и в самом деле означают число ранений, которые ваш персонаж в состоянии пережить без лечения. На эти же самые очки можно приобрести некоторое количество заклинаний, оружие, доспехи и предметы - с ними ваш герой появится на пороге Battlespire. Именно "с ними" - заглянув в экран обмундирования сразу же по прибытии, вы обнаружите, что персонаж hе одет и не вооружен, а все его пожитки аккуратно сложены в скроллируемом inventory.

Атрибуты и скиллы

Атрибуты традиционны: Сила, Интеллект, Воля, Ловкость, Выносливость, Восприятие Скорость и Удача. (При создании персонажа вь не можете задавать их значения больше 75). Скиллы (их 19), как и в Daggerfall, распре делены по трем группам - главные, вторичные и побочные. Четвертой группы - "разное" нету, так что стать совершенством абсолютно во всех областях не удастся - некоторые из уме ний навсегда останутся за гранью возможное тей вашего героя.

Чем больше скилл "скиллуется", тем вьше он - прямо на ходу - становится. А вот рост атрибутов случается редко, только при завершении очередного уровня игры, когда появляется возможность трансформировать накопленную экспу (то есть те же самые build points в силу, ловкость и прочие способности, полагающиеся всякому приличному герою следующего уровня.

Плюсы и минусы

Как и в Daggerfall, в Battlespire можно про ставить особые преимущества, присущие именно вашему персонажу: устойчивость или полный иммунитет к магии, огню, холоду, ядам или ударам. Можно задать способность восстанавливать хиты, издалека слышать приближение монстров, трансформировать энергию направленных на тебя заклятий в собственные спеллпоинты или набрать побольше последних

Разумеется, каждая из полезных способностей стоит build points. Освободить некоторое их количество можно, например, выбрав себе какой-нибудь врожденный недостаток непереносимость или хотя бы особую подверженность воздействию магии, огня, холода, ядов или ударов, ограничиться использованием определенного вида оружия или установить аллергию на материал круче, чем, например, серебро. И, наконец, можно отказаться от доспехов.

Доспехи вам так к лицу

Кстати о доспехах - обмундирование в Battlespire нарисовано с большой любовью и совсем не похоже на страшненькие костюмы Daggerfall. Разве что надеваются они таким же папердольным образом. К сожалению, любая одежда на экране Inventory выглядит как бесформенная 3D-кучка неизвестно чего и во всей красе проявляется только на герое.

Интерфейс экрана обмундирования (он же служит для обирания трупов и перемещения содержимого сундуков в свой мешок), хоть и похож на даггерфольный, но гораздо удобнее и интуитивнее - не нужно больше манипулировать с режимами выбора и экипировки. Кроме того, есть специальное меню для сортировки имеющегося в вашем распоряжении добра по группам: зелья отдельно, мечи отдельно.

В единственном числе

Партии в прямом, ролевом смысле слова, в Battlespire нет - как и в Daggerfall, действовать придется самому. Однако на первом же обнаруженном вами трупе вы найдете записку от вашей товарки по несчастью (или, если вы играете за даму, от товарища), в котором сообщается, что она тоже попала сюда проходить испытание, никого кроме демонов не нашла и отправилась исследовать сие забытое богами место. Легкомысленный поступок.

Время от времени ваш друг станет оставлять для вас полезные сообщения и, совсем уж изредка и символически, приходить на помощь.

И все-таки, партии не будет. Даже в режиме коллективной игры, где можно объединяться в команду (до 4 человек), каждый думает, управляет и играет исключительно сам за себя.

По коридорам вприпрыжку

Передвигаться в Battlespire можно одним из двух способов - либо "иду туда, куда смотрю" (View-Based mode), и тогда направление выбирается при помощи мыши, либо "туда, куда направлен курсор" (Cursor-Based mode) - при этом направление выбирается с клавиатуры - стрелками. Обе возможности знакомы истинным тамриэльцам, причем вторая и вовсе традиционна и встречается в абсолютном большинстве подобных игр.

Глядя на мир в перспективе от первого лица, вы можете разворачиваться в любую сторону, наклоняться и смотреть вверх, приседать, делать шаг в бок, левитировать (при наличии магического предмета или заклятия), плавать, манипулировать различными предметами и беседовать со всеми, кто попадется вам на пути.

Climb mode (лазанье) в игре отсутствует, зато появилась возможность прыгать, причем не только с места, но и в движении. При хорошей прыгучести можно запросто перепрыгнуть какого-нибудь не особо высокого монстра и напасть на него с тыла. Есть и совсем экзотические для 3D action и RPG возможности - гонки на воздушных шарах и в лодках на веслах, причем в лодках можно даже сражаться.

О том, чего нельзя

В Battlespire никто не спит, не ест и не отдыхает. Собственно, так эта астральная область и задумывалась. И ведет это к одной неприятной особенности: восстанавливать хиты и спеллпоинты можно только при помощи магических предметов и зелий, а также особых висящих в воздухе синих кристаллов - они время от времени появляются в особых местах. Для 3D action это не новость, а вот тем, кто привык копить силы во сне, определенно придется перестраиваться. Вы не можете продать лишние мечи, амулеты и прочее собранное добро. Это немного обидно, поскольку грузоподъемность вашего героя ограничена и с уровня на уровень можно взять с собой не так много, как хотелось бы.

С другой стороны, зачем в Battlespire звонкие монеты? Здесь нет ни гильдий, ни прочих заведений, где бы можно было за деньги повысить какой-нибудь скилл - для этого существуют монстры, а они сделают это совершенно бесплатно.

Колдовство на бегу

Имеющийся в игре SpellMaker правильнее было бы назвать SpellEditor'OM. Заглянув в собственную магическую книгу, вы можете буквально на ходу переписать заклинание и установить область его воздействия (сам заклинатель, объект к которому прикоснулись, объект в пределах видимости, область вокруг заклинателя и область на расстоянии), указать один из пяти параметров, по которым новая чара будет приносить вред или пользу (магия, огонь, холод, удары и яды), назначить горячую клавишу (F1 - F8), а также указать, когда заклинание должно срабатывать - при контакте с любой поверхностью, при попадании в живой объект или же при контакте с чем-то, движущемся в"заминированной"области.

Два последних варианта особенно интересны: можно, в принципе, состряпать файербол, который будет отскакивать от стен, пока не попадет по противнику (или по вам), или, например, подвесить заклятие где-нибудь в качестве приятного сюрприза для тех, кто любит побегать за вами по коридорам или, в многопользовательском режиме, желает заполучить ваш флаг.

Самих чар, конечно, меньше, чем в Daggerfall, но все главные и наиболее употребимые имеются - телепорт, защита различных видов, лечение (в том числе и от яда), невидимость, файерболы, спеллы - отражающие или поглощающие на благо магу чужие брошенные в него заклинания. Есть, например, такие полезные штуки, Kaк Vampiric Drain - для высасывания из оппонентов здоровья, силы, ума, ловкости и прочих атрибутов или заклятие Etherealness - для прохождения сквозь стены и двери.

Появились три новых заклинания, которых в Daggerfall не было: Чара Замедления, Чара Ускорения (которое не только увеличивает скорость, но и дает реальный шанс расшибиться о стену) и Чара Силы.

Магия необязательна.

Как и в Daggerfall, можно обойтись если не одной грубой силой, то, по крайней мере, без разучивания заклятий. Выбрав в качестве персонажа сексапильно обнаженную варварку, на дух не переносящую магические науки, которые, к тому же, равно как и доспехи, не полагаются ей по классу, вы можете понасобирать магических предметов, амулетов, свитков и пузырьков с зельями и пользоваться ими в критических случаях. Предметы, к слову, попадаются весьма странные: штаны с левитацией или исцеляющий мифриловый меч - и это еще не самое забавное.

Однако, поскольку ItemMaker остался в Тамриэле, рассчитывать придется только на счастливые находки - и если маги еще как-то могут приспосабливаться к ситуации и настраивать заклятия (которые, к тому же, можно кастовать вновь и вновь, были бы спеллпоинты), то любителям выпить зелье и закусить заколдованной шляпой приходится рассчитывать лишь на одноразовое и случайное удовольствие.

Тайна сия велика есть

Часть предметов, встречаемых в Battlespire... как бы это помягче выразиться... не известно, зачем нужна. Ремни Забытых Богов, Амулеты Кого-То Там Великого, Красные Шапочки Имени Павших Героев - все это можно надевать и использовать, разумеется, на свой страх и риск. Немагическим персонажам приходится еще хуже - порой они даже не могут определить, отличается ли эта, отдельно снятая с павшего в тяжелой схватке воина туника от той, что уже на них одета. А может быть, этот воин так тяжело падал именно оттого, что в нее встроена защита от удара или добавка к ловкости?

Выход один - надеть и посмотреть, что будет. Иногда последствия настигают не сразу - меч начинает как-то особенно часто выскальзывать из рук, а при попытке нацепить любимые серебряные доспехи появляется сообщение: "You are forbidden from equipping that item" (вам такого не положено). Или сила куда-то делась, или гибкость такая в теле образовалась...

Тогда остается бросить все добро в каком-нибудь сундуке, отойти подальше и посмотреть, что случится со скиллами-атрибутами. Случилось? Забирайте часть вещей и смотрите снова. И так до тех пор, пока не обнаружите предмет, на вас влияющий. Между прочим, часть вещей в Battlespire бывает проклятой, а еще некоторая часть совсем не полезна.

Красоты SVGA

После страшных VGA-шных пикселей, пугавших публику в Daggerfall, SVGA графика Battlespire радует глаз высоким разрешением 15-битных текстур, которыми покрыты полигонные стены и полы, плавно изгибающихся коридоров (полы, правда, по неизвестной причине выглядят убедительнее, чем стены).

А вот мелкие полигонные объекты оставляют желать лучшего: уж больно они грубые получились - видимо, работа с миниатюрными полигонами (сравнимыми по размеру с орнаментами текстур) фирменному движку XnGine пока не по силам. Некоторые фрагменты (чаше всего это кнопки и рычаги) просто-напросто нарисованы на одной из граней какого-нибудь шкафа и причудливо искажаются, если рассматривать их, например, сбоку.

Динамическое освещение и тени сопровождают вас, в прямом смысле этого слова, всюду - в руке героя неизменно находится лампа (которую можно включать и отключать, нажимая клавишу L), так что круг света все время перемещается, выхватывая из полумрака запрятанные по углам предметы, потайные двери и прижавшихся к стенам монстров. И как он только, бедняга, с этой лампой сражается? В зубах держит?..

Хорошо получились колонны света и потоки расплавленной лавы, отбрасывающие по сторонам синие и алые отсветы. Отправленный в дальний конец коридора файербол освещает стены, мимо которых успевает пролететь, пока не взорвется.

А полупрозрачная вода частично отражает падающий на нее свет.

Поддержки 3Dfx не будет (а мы-то думали, почему Bethesda последнее время так осторожно обходила эту тему в своих интервью). Разработчики приводят кучу объяснений, которые сводятся к тому, что введи они 3Dfx, пришлось бы переделывать движок, а движок-то и так хорош, а переделай его -