Часть III - Краткие описанияThe Elder Scrolls: Arena


THE ELDER SCROLLS: ARENA
СТАРЫЕ СВИТКИ: АРЕНА


Разработчик: VJ Lakshman / Bethesda Softworks
IBM 386-25MHz, графика VGA, 4MB RAM,
25MB жесткого диска, рекомендуется 486-ЗЗMHz и выше,
поддерживает звуковые платы Aria, Ensoniq, Roland,
Ultrasound, Sound Blaster
Защита от копирования: отсутствует

Коротко об игре

В то время, как другие компании стремятся выпускать короткие и быстрые ролевые игры, компания Bethesda, вопреки общему мнению, выпустила игру "The Elder Scrolls: Arena", для освоения которой в полном объеме может потребоваться немало времени.

Для того, чтобы представить себе объем этой игры, достаточно соединить вместе игры Might & Magic и Ultima Underworld. Неплохо, не правда ли?! Те, кто знаком с игрой Might & Magic, знает, что она построена по следующему принципу: перед вами ставиться одна большая задача и несколько мелких, на которые можно "отвлекаться" по ходу дела, и получать, таким образом, необходимый опыт, денежные средства для продолжения основной игры или необходимый предмет. "Arena" устроена примерно так же, только она обладает несоизмеримо большим числом побочных задач, начиная с выполнения поручений, типа достать что-нибудь в городе, до исследования новых земель и выполнения важных поручений местных правителей. Вы можете при желании потратить на выполнение этих заданий столько времени, сколько могло бы потребоваться в другой ситуации на завершение всей игры. К счастью, все эти задания необязательны, и вы сами можете выбирать, какие из них выполнять.

Графически игра выглядит скорее всего как новая версия Ultima Underworld. Трехмерная перспектива, способ передвижения и управление с помощью курсора не оставляют сомнений в преемственности этих игр. Конечно же, подобие не является полным. Например, вы не можете посмотреть на пол или потолок, как в Underworld, и управление с помощью клавиатуры реализовано по другому. Используя клавиатуру, вы можете передвигаться только вперед, назад, поворачивать влево-вправо и останавливаться. Таким образом, вы не можете поворачиваться на месте, "скользить" в сторону, что существенно ограничивает ваши возможности в бою. К счастью, те, кто привью пользоваться "мышью", не будут испытывать никаких проблем.

Сражения в Arena происходят почти так же, как и в Underworld, но вы чувствуете себя свободнее. Вы наносите удары, удерживая правую кнопку "мыши" и перемещая "мышку" в том направлении, в котором вы наносите удар. Быстрое движение "мышью" в горизонтальном направлении позволяет вам сделать круговой удар мечом в одной плоскости, движение сверху вниз дает удар наотмашь, а быстрое движение снизу вверх - "вспарывающий" удар. Это самый естественный способ вести бой, который мы встречали в играх такого плана. Движения здесь не такие быстрые, как в игре DOOM, но сам процесс игры не менее захватывающий.

Игра

По своему сюжету Arena сильно отличается от Ultima Underworld. Arena при всем своем объеме - типичная игра на тему "Остров Сокровищ". Ягар Тарн, придворный маг Императора, оказался предателем. Он отправил своего повелителя в другое измерение, а сам принял его облик. Ваша задача - найти восемь спрятанных частей Материи Хаоса, находящихся в разных местах континента, и использовать их во спасение Императора от злых чар Тарна.

Это очень непростая задача, если учитывать то, что для поиска этих восьми частей вам потребуется пройти, по крайней мере, 16 подземелий. Конечно же, каждая часть спрятана в своем подземелье, но прежде, чем вы доберетесь до тайника, где она находится, вы должны помочь людям, которые сообщат вам о ее местоположении. Другими словами, вы должны сперва пройти еще одно подземелье для того, чтобы получить сведения о том, куда направиться дальше.

Последовательность поиска каждой из восьми частей одна и та же. После того, как вы получили одну часть, вы добываете "ключ" для поиска следующей и отправляетесь за нею. Вы никак не сможете перескочить через какое-нибудь звено этой цепи или случайно обнаружить подземелье, где находится следующая часть. Только после того, как вы найдете необходимый предмет для человека, который покажет вам дорогу дальше, следующее подземелье появится на вашей карте.

Что касается карт, в игре их имеется целых четыре штуки. Первая из них - это карта города, на которую вы можете попасть в любой момент, находясь в городе. На ней изображается весь город, но, к сожалению, по ней нельзя перемещаться, чтобы попасть в нужное место: вам все-таки 'придется проделать весь путь по улицам города. Однако полезно, а иногда даже необходимо, узнать, где находятся магазины или храмы или другие важные места. Кроме того, вы можете записывать их названия (и делать любые другие пометки) прямо на этой карте. Вторая карта отображает сельскую местность, в которую вы попадаете, выйдя за городские ворота. По ней вы можете обнаружить расположение входов в подземелья и другие важные пункты. Она не содержит столько деталей, как городская карта, и на ней отображается только небольшая часть местности, но при этом она не менее информативна. Третья карта - это карта подземелья, которая очень напоминает аналогичную карту в Ultima Underworld. Она заполняется по мере того, как вы исследуете подземелье, показывая всякий раз то, что вы уже успели обнаружить. Попасть из одной карты в другую нельзя: вы можете пользоваться картой только той местности, где вы находитесь.

Четвертая карта - это "походная" карта. На ней изображается весь континент, со всеми провинциями, в которые вы можете отправиться. Щелчок "мышью" на изображении провинции дает вам полную информацию о ней, включая сведения о городах, поселках и деревнях, которые вы можете посетить. Щелчок на каком-либо поселении позволяет вам узнать расстояние до этого пункта и ориентировочное время, которое вам потребуется на дорогу. Щелчок по кнопке "Travel" ("Путешествие") немедленно отправляет вас в это место. Хотя в игровом времени путешествие может занимать недели, у вас оно займет всего несколько секунд.

Arena позволяет вам самому выбрать облик в игре, взяв за основу три "стандартных" персонажа: Воина, Мага и Вора. Вы можете выбрать "чистый" тип или создать "смешанный", например, Воин/Вор, Маг/Воин или даже Воин/Маг/Вор. Каждый из персонажей имеет свои достоинства и недостатки. Прибавьте к этому еще возможность выбора из восьми рас и вы поймете, что создать свое собственное лицо в игре вам будет совсем не просто.

Тем не менее, в процессе создания своего персонажа вы можете ограничиться тем, что укажете профессию и расу, и тогда черты характера будут заданы у вас случайным образом. Если вам не нравится тот или иной показатель, вы в любой момент можете заменить его и, таким образом, постепенно достичь оптимума.

Более длинный путь определения своей игровой индивидуальности: ответить на десяток вопросов, которые предложит вам игра. Эти вопросы выбираются достаточно произвольно из большого числа вариантов, и когда вы будете отвечать на них в следующий раз, вопросы, скорее всего, будут уже другими. В каждом вопросе описывается определенная ситуация, и вы можете выбрать один из трех вариантов ответа. В конце такого "опроса" игра определяет вам наиболее подходящую профессию на основании ваших ответов.

После того, как ваш персонаж определен, игра начинается в специальном "коллекторе" - небольшом подземелье, пройти которое не очень сложно, и которое дает вам определенный навык в игре и средства, предназначенные для предстоящих более серьезных трудностей. Волшебный портал служит выходом из этого уровня. Пройдя через него, вы попадаете в ту провинцию, откуда вы родом (согласно игровому сценарию), где и начинаются для вас испытания.

Вы сразу же можете начать с вопросов о том, как попасть в Фанг Лейр, первое подземелье, где хранится одна из частей Материи - Хаоса, или попробовать собрать побольше нужных предметов и денег, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Второй вариант более надежный.

В каждом поселении или городе вас ждут самые разнообразные сюрпризы, так что без дела вы не останетесь. Самый выгодный вариант, тем не менее, получить поручение от местного правителя. Так вы наиболее быстрым путем получите достаточное состояние. Правда, в этой части игры вы можете столкнуться с серьезными трудностями, так что всегда неплохо записаться, прежде чем отправитесь выполнять поручение правителя, так, на всякий случай. При этом многие поручения оказываются просто невыполнимыми. Причина этого - как правило, ограничение времени. Вы можете просто не успеть пройти весь путь от одного места до другого за то время, которое от вас требуется. В разных ситуациях: когда вам нужно сопровождать кого-нибудь из одного города в другой или доставить вовремя важное донесение или спасти королевского наследника из темницы - отведенное на это время оказывается попросту слишком коротким. Так в одном случае оценка времени, необходимого для путешествия, оказалась явно заниженной: предсказываемое значение было 70 дней, а, на самом деле, дорога заняла больше, чем 90. И особенно обидно, что убытки в этом случае составили 20 тысяч золотом!

Техника игры не очень надежна: игра имеет тенденцию вылетать в самые неподходящие моменты, например, когда вы только собираетесь взять тот предмет, который должен служить "ключом" к очередному подземелью. Так что полезной становится привычка записывать игру, прежде чем схватить такой предмет. Кроме того, полезно записываться регулярно, просто "из принципа", поскольку игра может зависнуть совершенно неожиданно для вас. Хотя это происходит довольно редко, но опасность потерять достигнутое все же существует.

Другая проблема состоит в том, что иногда информация на карте подземелья частично пропадает. Перезагрузив игру, вы можете обнаружить, что довольно большая часть сведений, которые были на карте, бесследно исчезла. Все, что вы видите - это чистый лист карты. Особенно обидно, если такое произойдет в последнем подземелье, которое нужно пройти только в одном направлении; но никто не застрахован от этого и в любом другом месте.

Самой серьезной проблемой, однако, остается то, что в игре такого размера все действия становятся со временем механическими и их повторение порядком надоедает. Разговоры с прохожими или с хозяевами трактиров обычно сводятся к одному и тому же набору вопросов. В каждом городе вы должны обойти все магазины и трактиры. Сами города по внешнему виду очень похожи друг на друга. Даже выполнение поручений правителей через некоторое время начинает надоедать.

Разных видов чудовищ явно не хватает на все эпизоды. Есть шансы, что через некоторое время после того, как вы победили какое-нибудь чудовище, оно снова может возникнуть перед вами. Для того, чтобы как-то скомпенсировать этот недостаток, сила чудовищ, с которыми вам предстоит сразиться, постоянно растет. Так, например, скелет на десятом уровне принесет вам гораздо больше вреда, чем на четвертом. Шансы победить его остаются теми же, при том, что ваше вооружение на более высоком уровне становится гораздо лучше.

Кроме всего прочего, отдельные фрагменты игры почти не связаны между собой по сюжету. Каждый эпизод существует как бы в своей маленькой вселенной. То, что вы делаете в одном месте, по существу, никак не сказывается на том, что будет в другом. Однако, приобретая определенный опыт в выполнении поручений правителей, вы облегчаете выполнение дальнейших заданий. Все моменты игры изолированы друг от друга и нет никакого понятия о едином сюжете.

При всех недостатках Arena обладает и рядом привлекательных черт. Система обращения с магией позволяет вам, например, покупать волшебные чары или делать свои собственные (если у вас есть возможность). Далее, ни в одной другой игре нет таких преимуществ у воров. Города здесь представляют собой просто золотое дно для ловких и удачливых карманников, грабителей магазинов и взломщиков квартир. В сельской местности также можно найти занятие себе по душе. Здесь имеются фермы, придорожные трактиры, церкви и другие места, которые можно исследовать. Большое удовольствие получаешь, глядя на все эти сельские виды, выполненные в стиле Underworld, которые просто преображаются, когда начинает идти дождь или снег, или появляется туман. А случайный раскат грома звучит почти как в действительности.

Музыка и звуковые эффекты также превосходны, особенно при путешествии по подземелью. Каждое чудовище имеет свой особенный звук, так что даже, если вы не видите его, то сможете сразу получить ясное представление о том, что вас ждет в темноте. В подземелье звуки одни и те же, но разные музыкальные заставки приветствуют вас при вступлении в каждый город и, кроме того, по звукам можно узнавать магазины, церкви и другие важные места.

Когда вы выполняете поручение сопровождать какую-либо персону, в особенности королевского наследника, будьте готовы к тому, что на вас могут напасть ночью, когда вы остановитесь в трактире (только трактиры работают круглые сутки, а вы не можете заранее быть уверены, в какое время суток вы попадете в пункт назначения).

В целом Arena - игра с замечательными особенностями, которые, правда, несколько теряются в большом объеме игры. Эта игра все же слишком велика для того, чтобы обеспечить настоящее разнообразие, и поэтому она оказывается несколько утомительной. Тем не менее, можно надеяться, что последующие версии будут более удачными. Все основные качества хорошей ролевой игры здесь присутствуют и нужно только некоторое их развитие для того, чтобы серия The Elder Scrolls вырвалась вперед по всем показателям. Но даже и в таком исполнении, которое есть сейчас, игра будет находкой для любителей подземных путешествий и сражений с фантастическими чудовищами.