Battlespire


Платформа : PC
Жанр : RPG\Action
Издатель : Bethesda Softworks
Разработчик : Bethesda Softworks
Системные требования : P133, 16 MB RAM, 150 HD, SVGA, Windows 95
Интернет : http://www.bethsoft.com

История любого игрового жанра драматична. Каждый из жанров хоть раз был на пороге смерти, а затем вновь возрождался почти из ничего, каждому из них прочили то близкую кончину, то светлое будущее, но ни один из них так до сих пор и не прекратил существование и не стал единственным в мире компьютерных игр. Это понятно, жанровая система слишком пластична, чтобы исчезнуть или единолично править бал игровой индустрии. А пластичность эту обеспечиваем именно мы, геймеры, своими изменчивыми вкусами и призрачными желаниями. Поэтому некоторые разработчики носятся с высунутым языком за модой, а некоторые пытаются создавать ее сами, демонстрируя свою несдержанную самоуверенность или исключительную гениальность. И именно поэтому нам приходится удивляться постоянным жанровым псевдоисчезновениям и изменениям. Хотя ничего удивительного в этом конечно же нет...

Совсем недавно среди разработчиков царила некоторая растерянность. Еще некоторое время назад миром игр правили практически два жанра: стратегия в реальном времени да 3D-action. Но вот вышел великолепный Diablo, чуть позже Ultima On-Line, в реальность которой невозможно было поверить до ее выхода... И многие-многие геймеры самым коварным образом предали свои недавние предметы страсти, вспомнив это сладкое сочетание букв - RPG. А тут еще подлили масла в огонь японцы со своими бесконечными Final Fantasy... Разработчики стали как-то постепенно вспоминать, что кроме бесчисленных винтовок и пулеметов в игре бывает еще и сюжет, а искусственный интеллект может, оказывается, не только танками управлять. Вспомнить-то они вспомнили, но переучиваться и перестраиваться не стали (или еще не успели?), а потому взяли и понадергали из несчастных ролевушек разных элементов, типа, experience'а да заклинаний магических, да вставили в Doom, вот Hexen II и получился. И по идее теперь рецензоры должны определить жанр, как RPG/3D-action. Хитро и остроумно.

Но ведь кроме Diablo и Ultima On-line, скромно жили и продолжают жить Daggerfall, Betrayal at Antara, пусть менее броские, но зато куда более бескорыстные (если, конечно, понятие бескорыстия вообще существет в игровом бизнесе). И вот небольшой полк фанатов RPG начал постепенно пополняться новыми членами, которые привнесли с собой ожидание чего-то еще более нового, пусть и не такого глобального, как Ultima On-line, и конечно же не такого простоватого, как Diablo, но тем не менее самого типичного представителя RPG, сделанного на современном уровне. Как ни странно Hexen II всем этим требованиям не отвечает, а вот вышедший недавно Battlespire... Думаю, читатель изрядно уже утомлен пространными размышлениями о судьбах жанра, о механизме игровой индустрии и о психологии разработчиков, поэтому поясню, что Battlespire - это и есть тема нашего разговора.

Неслучайно рецензию этой игры предваряет такое вступление. Battlespire - очень необычный продукт на сегодняшнем рынке компьютерных игр. Наверное, впервые разработчики сделали то, что хотел получить потребитель, то, что будет одинаково близко ветеранам жанра и понятно новичкам, которых тоже немало. Нечасто бывает так, что разработчики создают игру, которая действительно нужна игровому миру, и уж совсем редко, когда разработчики при этом не поступаются своими принципами. То, что Bethesda Softworks - один из немногих корифеев RPG, известно всем. Достаточно вспомнить один-единственный Daggerfall. Однако его постигла судьба большинства ролевых игр - устаревшая графика, которая сделала свое дело очень эффективно. В результате про Daggerfall почти не говорили, и сейчас он незаслуженно забыт всеми, кроме фанатов. Однако, думается, разработчики исправили положение, выпустив Battlespire, который графически оставляет далеко позади почти все RPG. Конечно, и здесь не все так просто, но... попробуем разобраться с самого начала.

Началом для любого RPG является сюжетная завязка. Было бы странно, если бы было не так. Завязка целиком отвечает своей цели: погрузить игрока в фэнтезийный мир безо всяких намеков на возвращение в реальность. Итак, вы, молодой и неопытный еще маг, отправляетесь по приказанию наставников в Университет Магов в качестве элитного студента. Но по прибытии на место вы находите, что всем заправляет древний демон Даэдра, устроивший в Башне настоящую резню и сделавшийся ее хозяином. Вам придется найти своего друга, такого же студента, как и вы. Однако он или она всегда на один шаг впереди вас, что доказывают многочисленные записки, которые вы будете находить. В записках этих помимо всего прочего содержится очень много чрезвычайно полезной информации, которая позволяет более или менее прилично ориентироваться в игре. Большую часть сюжета в игровом процессе генерируют разговоры с монстрами, а все остальное время придется заниматься совершенно разными делами.

Естественно, перед непосредственным игровым процессом игроку предлагается сгенерировать свой собственный персонаж. Возможности генерации, надо сказать, способны ошеломить даже самого завзятого ценителя RPG. И, конечно же, в самой игре все ваши способности и различные склонности будут проявляться в зависимости от различных обстоятельств.

Очень удобна и сбалансирована система боя и кастования магических заклинаний. Все взято почти в идеальной пропорции, но и здесь разработчики не обошлись без оригинальности. Кроме самых обычных заклинаний, разных молний и ядовитых облаков, вы сможете призывать монстров. Впоследствии с помощью этого заклинания придется решать различные головоломки, решение которых может быть очень необычным. Непосредственные сражения с монстрами реализуются также очень ненавязчиво и удобно, достаточно всего лишь "кликнуть" мышкой, чтобы красиво и эффектно ударить монстра каким-нибудь оружием.

Внешне Battlespire очень красив. По крайней мере, все, что касается стен, потолка, пола, и прочих неживых объектов, выполнено просто безукоризненно. Использование оригинального трехмерного движка Xngine действительно дает о себе знать. 16-битные текстуры сделали свое дело, тут в общем-то и придраться ни к чему нельзя, но вот в движении впечатления несколько портятся. Battlespire начинает нещадно тормозить, всеми своими текстурами и полигонами сопротивляясь движениям игрока. Дело, конечно, могла бы исправить поддержка 3D-акселератора, да вот только поддержки этой в игре нет. Разработчики, конечно, обещают выпустить patch для 3Dfx, но на данный момент такого в природе не существует. Добавляют впечатления и абсолютно спрайтовые, я бы сказал, вызывающе спрайтовые монстры. Даже когда вы играете в режиме hi-res, при приближении к ним на экране будут постепенно расползаться двадцать пять пикселей, квадратных и уродливых. А если еще учесть и анимацию, состоящую не более, чем из пяти-шести фреймов... Тут уж, простите, никакой акселератор не поможет. Не нашлось бы еще такого 3Dfx, который бы спрайты в полигоны превращал.

Да не возникнет у читателя ложного впечатления, что Battlespire выглядит уродливо. На самом деле он запросто заткнет за пояс Lands of Lore II, в котором красивость определялась оригинальным ракурсом и положением игрока среди пикселизованных деревьев и сталагмитов. В общем, Battlespire красив, если выполнять ряд простых для выполнения условий: держаться от монстров на почтительном расстоянии, не обращать внимания на откровенную неторопливость передвижения главного персонажа и относиться к некоторым графическим багам жизнерадостно и с юмором. Желательна, конечно, еще хорошая машина, но это уже материальный фактор. Понимаю, и отчасти разделяю усталость отдельных геймеров, которые хотят играть, а не шутить над раздражающими багами, но что поделаешь, раз такая жизнь. С другой стороны, если вы ко всему этому привыкнете, то игра обязательно доставит вам удовольствие. А там, глядишь, и заветный patch выйдет...

Другой особенностью Battlespire является гипертрофированная доля action'а в игровом процессе. Action'а так много, что кое-кто сравнивает Battlespire с Hexen II. На мой взгляд, эти игры можно разве что сопоставить, но никак не сравнить. Сражений конечно много, но это не самоцель, и они вовсе не доминируют в игровом процессе. Можно было бы сказать, что все эти сражения как бы оттягивают финал игры (вспомним, например, Final Fantasy VII), но почему-то не хочется. Не хочется, наверное, потому, что все сражения органично вписываются в игровой процесс, являясь всего навсего одной из его составляющих.

Кстати о монстрах. Несмотря на свою уродливость при более детализованном изучении, каждый из них обладает интеллектом. Причем интеллектом вполне реальным, то есть, иначе говоря, монстры его активно используют. Некоторые разработчики иной раз пытаются восхвалить созданный ими в игре AI, однако компьютерные персонажи им как-то редко или очень странно пользуются. В Battlespire все иначе. Каждый из монстров обладает своим собственным характером, у каждого из них разные уровни эмоциональности, а также и род занятий, который может определять агрессивность персонажа. В общем, здесь разработчики поработали на славу.

Несколько слов об интерфейсе. Не знаю, то ли разработчики полагают, что в RPG играют исключительно фанаты-ветераны, то ли просто оставили этот немаловажный игровой элемент без внимания, но, надо сказать, интерфейс для непосвященного жутковатый. Почти такой же, как в Daggerfall. Не то чтобы недружественный, а наверное равнодушный по отношению к игроку. Повиснуть в самом игровом процессе для него это вообще самое обычное дело. Управление не отвечает требованиям сегодняшнего дня, играть же в многопользовательском режиме будут только отчаянные смельчаки. С другой стороны, требуется какой-то отрезок времени, чтобы свыкнуться со всеми причудами интерфейса и постичь тонкости управления в Battlespire, поэтому в принципе ничего страшного с этой стороны игра из себя не представляет. Тут следует говорить не о грубых ошибках, а о посредственности (если конечно посредственность - это не грубая ошибка).

Присутствует в игре и некоторая интерактивность, исчерпывающаяся уничтожением непонравившихся предметов с использованием световых и звуковых эффектов. Красиво, конечно, но... в большинстве случаев бессмысленно, а потому глупо. Стоит, пожалуй, коснуться еще одной жанровой особенности, а именно свободы действия. Ведь для RPG свобода - это определяющее понятие. В большинстве случаев действия игроков сковываются сюжетом: нельзя сделать ничего, что выходит за рамки сюжета, и ничего нельзя сделать, чтобы хоть как-то изменить его самому. На данный момент лучше всего свобода действий реализована в Ultima On-line, где игроки в полном смысле слова сами генерируют сюжет, который следовало бы назвать историей. В качестве другого примера можно привести игру Lands of Lore II, для которой разработчики придумали великолепный сюжет, но из-за него LOL II гораздо больше напоминал adventure, нежели RPG. Что можно сказать о Battlespire? Свободы игроку предоставляется чуть меньше, чем в Daggerfall, и в большей степени она проявляется во всевозможных битвах. Для многих это, конечно, печальный факт, но тем не менее играть не надоедает. Это один из тех случаев, когда можно сказать, что игра интересна, и на этом закончить. Просто интересна и все...

Вполне однозначное впечатление от игры оставляет звук. Он великолепен. Это касается и музыки, и звуков в самом процессе игры. Атмосфера Battlespire наполовину постигается с помощью слуха, а это наивысшая похвала создателям звукового оформления. 8 музыкальных треков - не много, но насколько же они качественно сделаны, и главное - подобраны! Боевые гимны, сменяющиеся органной музыкой, оставляют самое приятное впечатление от игры.

От режима многопользовательской игры впечатления диаметрально противоположные. Понятно, конечно, что игра изначально задумывалась на одного игрока, но неужели же так сложно было продумать более четкую систему multiplayer? Есть тут конечно и приятные особенности, например, можно проходить игру с товарищем, но и тут результат будет такой же: прошел-забыл. Deathmatch? Со спрайтовыми персонажами? В 1998 году? Думаю, это немножко глуповато, тем более, что в этом режиме action встает на первое место, а резаться в Doom почему-то не тянет.

В целом игра хороша. В своем жанре она даже великолепна. Разработчикам удалось совершить почти невозможное. Чуть ли не впервые графически ролевая игра сделана на современном уровне. Хоть наполовину. И тормозит. Конечно, спрайтовые персонажи - это убожество, что бы ни говорили любители древностей, а поддержка акселераторов для трехмерной игры стала необходимым условием, но вместе с тем Xngine подтвердил свое право на жизнь. Тем более что patch для 3Dfx в будущем вне всяких обсуждений (с поддержкой других акселераторов до сих пор не все ясно). Интерес игра возбуждает большой, хоть и свобода действий заметно ограничена. Action'а чуть больше, чем надо, да интерфейс уже морально устарел - вот в общем-то и все недостатки. Их, конечно, не мало, но и достоинств тоже хватает. Перечислить? Во-первых, действительно интересно. Во-вторых, такого проявления интеллекта у компьютерных персонажей вы еще точно не встречали. В-третьих, великолепное звуковое оформление. В-четвертых, Battlespire - RPG, сделанная почти во всех отношениях качественно и, что самое главное, со вкусом. Можно также добавить, что Battlespires - игра, рассчитанная на широкую публику, а это действительно новшество в мире компьютерных игр. Ведь раньше RPG делались только для тех, кому этот жанр близок, тех, кто с ним хорощо знаком. Другим же вообще было практически невозможно выучить все эти ролевые премудрости. Кроме того, не стоит забывать, что Battlespires является частью серии Elder Scrolls, которая должна нас изящно подвести к продолжению Daggerfall'а. Многим, наверное, уже хотелось бы узнать, каким оно будет, это продолжение. Лучше или хуже в графическом отношении? Рассчитанным на широкую публику или же на ветеранов жанра? Интересным или нет?

Оценка 6

+

Первый RPG, рассчитанный на массового геймера, новый графический движок, прекрасное музыкальное сопровождение.

-

Спрайтовые персонажи, много досадных ошибок в интерфейсе и графике

=

Игра способна возбудить большой интерес к жанру RPG, а также приобщить к фэнтезийному миру многих геймеров.
Наверное, впервые разработчики сделали то, что хотел получить потребитель, то, что будет одинаково близко ветеранам жанра и понятно новичкам, которых тоже немало.


Cтатья предоставлена для публикации на сайте журналом "Страна Игр"